“Шала-казахам” необходима своя партия

Если русскоговорящие городские казахи не станут самостоятельной политической силой, страну ждет усиление архаики

“Шала-казах – это не диагноз, а фаза цивилизационного развития”.

NN

Городские русскоязычные казахи целенаправленно выдавливаются на обочину политического процесса. Под предлогом плохого знания государственного языка, “национал-патриоты” стараются навязать им комплекс вины и отказать в праве на самостоятельную политическую роль. Уже прижилось определение “шала-казах” в отношении городских казахов. При этом, именно городские казахи вносят главный вклад в социально-экономическое и культурное развитие страны.

В тот момент, когда перед казахским этносом остро стоит проблема консолидации, “национал-патриоты” (как они сами себя называют) усиленно вбивают клин между казахскоговорящими и русскоговорящими казахами. В силу того, что большинство “национал-патриотов” – это выходцы из сельской среды или творческой интеллигенции, главный источник доходов которой связан со знанием казахского языка, они стараются абсолютизировать данный момент. Просто потому, что никаких других конкурентных преимуществ у них нет.

Главный тезис “национал-патриотов”: раз не знаешь казахский язык, значит не патриот Казахстана. Это еще мягкий вариант, а могут огульно называть предателями своего народа. Не слишком ли много предателей, если они составляют больше половины этноса? При этом, от самих “национал-патриотов” кроме плача о судьбе государственного языка и оскорблений, “шала-казахи” ничего не видят. Раз уж такие озабоченные, могли бы приложить усилия, чтобы казахский язык был востребован в Казахстане наравне с русским. Человек учит тот язык, который помогает ему выживать, в первую очередь делает востребованным в своей профессии.

Когда в государстве Израиль провели вернокуляризацию, то есть возродили древний язык иврит и адаптировали его для нужд современного общества, никто не разделял евреев на настоящих и недоделанных. Наоборот, именно на основе консолидации и были достигнуты такие результаты. Возрождение языка под руководством адептов архаики, также было бы невозможно. Израиль наоборот смотрел в сторону прогресса и цивилизационного развития.

Городские русскоговорящие казахи называют себя именно “казахи”, хотя порой у них с русскими больше общего, чем со своими сородичами из казахоговорящих аулов. Ирландцы ведь не стали англичанами от того, что все говорят на английском языке. У “шала-казахов” больше шансов легко адаптироваться за пределами Казахстана, чем у “национал-патриотов”, но это вовсе не повод предлагать им убираться из своей страны.

По публичным высказываниям “национал-патриотов”, не всегда понятно, чего они хотят больше: чтобы “шала-казахи” выучили казахский язык, забыли русский или признали первенство лидеров “национал-патриотов” во всем? Почему “национал-патриоты” называют себя истинными и самыми настоящими казахами, тоже не ясно. Они ведь не ведут кочевой образ жизни. И они не будут его вести, потому что кочевой способ производства остался в историческом прошлом человечества.

Фактически разделяющие казахов на “настоящих” и “шала”, толкают страну в архаику и конфронтацию. Что они могут предложить в плане цивилизационного прогресса? Где их достижения как квалифицированной рабочей силы? Среди них есть востребованные инженеры, современные менеджеры, военные, популярные писатели, ученые? Пока они только выпускают псевдоисторические книги, вызывающие хохот у настоящих ученых-историков. С той поры как “национал-патриоты” активно подняли голову, у казахов произошло усиление трайбализма. “Шала-казахам” не нужен трайбализм, как форма адаптации к современным реалиям. Адаптация через деградацию, в принципе не смотрится правильным направлением.

Сегодня в стране нет политической партии, которая бы полноценно выражала интересы русскоговорящих казахов. “Нур Отан”, судя по его программным документам, не проводит существенной разницы между русскоговорящими казахами и славянами, проживающими в Казахстане. ОСДП “Азат” скатывается на позиции “национал-патриотов”. Все остальные партии являются такими лишь на бумаге.

“Шала-казахи” — это будущий средний класс страны. Им нужна своя партия, которая во главу угла ставит демократические механизмы смены власти, правовое государство, уважающее права человека, готовое и способное нести большую социальную нагрузку (образование, здравоохранение, пенсии), выступающее за конкуренцию в экономике, не допускающее хищнического использования природных ресурсов, заботящееся об экологии. Вместо этого, для “шала-казахов” на политической арене имеется выбор только между плохим и худшим.

Регионы полной победы над “шала-казахами” достаточно хорошо известны – в первую очередь это Южно-Казахстанская, Кызылординская и Жамбылская области. Там практически решен главный вопрос “национал-патриотов” — знание государственного языка. При этом, здравоохранение и образование худшие в стране, безработица, низкие доходы население, многоженство и ряд других элементов средневековья. Если взять Мангистаускую область, то хуже всего дела обстоят там, где нет “шала-казахов”, а остались они практически только в Актау.

Так может все таки вместо миражей заняться реально жизненно важными проблемами. Правда, сегодня не видно лидеров, способных отвечать интересам “шала-казахов”. И здесь тоже не обошлось без деструктивной роли “национал-патриотов”. Они так упорно пугали в стране русских и русскоговорящих казахов, что толкали их в сторону власти. А власть, пользуясь наличием “национал-патриотов”, злоупотребляла и злоупотребляет своим положением все больше, намекая на то, что при смене персоналий запросто может стать еще хуже.

Если “шала-казахи” продолжат самоустранение из активной политической жизни, то персонально для них это ничем хорошим не кончится. Линии разлома среди казахов усилятся и разные группы народа будут еще хуже понимать друг друга. Власть так и останется в трясине коррупции, а “национал-патриоты” продолжат насаждать архаику. В итоге, Казахстан так и останется сырьевым придатком более развитых государств, дальше превращаясь в заурядную страну третьего мира.

В политическом плане, на сегодняшний день “шала-казахи” в еще более ущербной позиции, чем казахстанские русские. За русскими хоть маячит тень России и всегда есть возможность поменять страну проживания на ту, где они станут титульными. Поэтому городские русскоязычные казахи должны четко и внятно заявить о своих интересах. Тем более, что давно понятно: никто другой за них их интересы отстаивать не будет.

Ну, а если будет упущен шанс полноценно жить в современном мире, тогда рабочее место будет устанавливаться на основе шежире и количества стихов Мухатара Шаханова, которые человек знает наизусть. Правда, из престижных мест работы, кроме службы в госаппарате, останется только бахча. Дети станут ходить в школу, где из предметов будут только государственный язык, псевдоистория, обучение игре на домбре, да арифметика. Про медицину вообще придется забыть. А вот коррупция, несомненно, останется.