Длинное замыкание

ТОО “Шыгысэнерготрейд” возлагает ответственность за веерные отключения электроэнергии в Восточном Казахстане на АРЕМ

“Я смотрел в ее глаза. В них отражалось все электричество города”.

Лиланд Фицджеральд

В тот же день, когда в Восточном Казахстане из-за морозов в школах отменили занятия, в Алматы прошла пресс-конференция энергетиков из данного региона. ТОО “Шыгысэнерготрейд” возложил ответственность за веерные отключения электричества в ВКО на областной департамент АРЕМ (Агентство по регулированию естественных монополий). Антимонопольщики не дали разрешения на увеличение тарифа и у компании не стало денег для закупки электроэнергии в необходимом объеме.

“Компания уполномочила меня сегодня сделать заявление”, — сообщила Светлана Нищенко, менеджер по связям с общественностью ТОО “Шыгысэнерготрейд”. Цена электроэнергии складывается из следующих компонентов: покупка на генерациях, то есть у электростанций, чей тариф с 1-го января вырос на 22%; транзит по сетям KEGOC, там еще с 1-го августа 2009 года все выросло на 25%; тариф АО “Восточно-казахстанская региональная энергетическая компания” (“ВКРЭК”), который увеличился на 30%; снабженческая надбавка – это хлеб собственно ТОО “Шыгысэнерготрейд”.

“Шыгысэнерготрейд” подал заявку в региональный департамент АРЕМ с просьбой увеличить тариф. Г-жа Нищенко подчеркнула, что собственно снабженческая надбавка компании при этом не увеличивалась. Антимонопольщики отказали, под предлогом того, что не было какой-то справки от “ВКРЭК”. При этом, 30 дней для того и даются на рассмотрение заявки, чтобы уполномоченный государственный орган мог затребовать недостающие документы. Но в положенный срок рассмотрения энергетики никаких запросов не получали.

В результате, с 1-го января у ТОО “Шыгысэнерготрейд” дефицит средств на закупку электроэнергии составил 30%. Январь и первую половину февраля, бесперебойность энергоснабжения в Восточно-Казахстанской области осуществлялась за счет поставок KEGOC, который покрывал возникший дефицит из Единой энергосистемы Казахстана и Российской Федерации. Потом KEGOC, на правах системного оператора, стал осуществлять веерные отключения электроснабжения, пик которых пришелся на 18-25 февраля. Что такое 4-5 часов без света в лютый мороз, когда невозможно включить электрообогреватели, в особых объяснениях не нуждается.

Компания “Шыгысэнерготрейд” вторично подала заявку на повышение цены, которая с учетом сложившейся задолженности перед KEGOC составляла 40%. Разрешили поднять на 15%. В результате, при ожидаемом потреблении в 270 МВт новый утвержденный тариф не закрывает порядка 50 МВт, плюс не учитывается долг перед KEGOC в 1 млрд. тенге.

“Надежность энергоснабжения в регионе может быть восстановлена только при утверждении экономически обоснованной цены, которая будет учитывать все реальные затраты на покупку и передачу электроэнергии”, — говорится в распространенном заявлении.

Участвовавший в пресс-конференции Алексей Бендзь, PR-директор группы AES в Казахстане, сравнил ситуацию цены электроэнергии с ценой на хлеб. Когда дорожают мука, яичный порошок, соль, но цену на хлеб повышать запрещают под предлогом того, что покупатель привык к прежней.

“Шыгысэнерготрейд” является дочерним предприятием АО “Восточно-казахстанская региональная энергетическая компания”, 100% акций которой принадлежат государству. А уже “ВКРЭК” находится в управлении американской компании AES. В компании не против того, чтобы ТОО “Шыгысэнерготрейд” перешел в коммунальную собственность. “Мне будет интересно посмотреть на те “частные руки”, которые захотят взять себе “Шыгысэнерготрейд”, — заметил г-н Бендзь.

Если рыночная цена Х, а потребители могут платить Х-2, то часть “-2” должна субсидироваться государством. Как подчеркнул Александр Бендзь, “нужен системный подход со стороны государства”.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена