Субъективные заметки с конференции ОБСЕ

День первый.

Зал заседания

Обзорная конференция в Варшаве была представительной по составу участников, хотя впечатление производила весьма противоречивое. Яркие эмоциональные выступления сменяются скучными речами, от которых все отчаянно зевали.

Приятно ласкали слух слова благодарности в адрес Казахстана, выступающего в качестве председателя ОБСЕ. Много говорили о надеждах, которые политики лелеют относительно предстоящей сессии в Астане. Радостно было видеть наших парней во главе столь пышного собрания. Хотя отдельные моменты приводили многих в смущение. На открытие конференции один из официальных представителей Казахстана пришел пьяным. Я был шокирован! И в таком состоянии он восседал в президиуме! Мои коллеги снисходительно улыбались. Для них эта картина вполне привычная. “Почему вы об этом не пишите?!” — удивлялся я. Независимые правозащитники и ярые оппозиционеры лишь разводили руки. “Зато он очень умный и занимается бодибилдингом!” — сказал кто-то из них в оправдание. Откровенно говоря, многое в политике остается для меня до сих пор непонятным. Хотя возможно есть и объективные причины. Если государственный деятель высокого ранга приходит на конференцию пьяным, значит такова цена этого собрания. Впрочем, подобные выходки можно отнести и к проявлению чрезмерной гордости или неуемной радости за державу. Ведь напиваются же люди на свадьбе! А чем конференция ОБСЕ не свадьба? Также пьют и смеются. Вот только жаль, что не поют и не танцуют. Эффектное было бы зрелище!

Бойкие джигиты из МИД РК

У покойного поэта Расула Гамзатова есть высказывание: “В рекламе нуждаются очень дорогие или очень дешевые вещи”. Бурный поток спикерских дифирамбов в адрес Казахстана рождал у меня смутные подозрения. Возникало впечатление, что страну усиленно тянут за уши. Обидно за родную державу, ей богу! Страшно за уши! Нельзя их так сильно и часто тянуть. Они могут не выдержать и оторваться. Как же тогда без ушей?! Вы представляете себе умную, красивую, богатую страну, входящую в число 50 развитых держав… и без ушей. Нельзя такого допускать! Немедленно надеть на страну наушники, иначе оглохнем, посмешищем для всего мира станем.

Невольно оглядываюсь в прошлое. Были ли подобные случаи в истории? Кто кого тянул и за что? Как долго тянули? И чем закончилось для ушей, для тех, кто тянул и для сторонних наблюдателей? Возникали и другие крамольные мысли: А может быть ОБСЕ – это тоже уши, за которые усиленно тянут Европу? Или натягивают? (Прости меня Господи!) Или лапшу вешают на эти уши? Но кто тянет?! Куда, зачем и за что? За Европу тоже обидно, ей богу!

Много умного и хорошего было сказано на конференции. Все без исключения болели за мир, призывали к гуманизму и справедливости. Я недоумевал. Если вокруг так много хороших людей, то почему же все из рук вон плохо?! Откуда берутся войны, если все ее ненавидят?! Может быть это проделки инопланетян?! Вот и представитель России страстно говорил о мире, несмотря на то, что долгие годы ведет войну на Северном Кавказе. Не менее страстно выступал представитель Узбекистана…

Откровенней всех выразился председатель Международного суда по примирению и арбитражу при ОБСЕ. Представьте себе, есть такая организация в Женеве! Он искренне возмущался, что никто из стран-участниц ОБСЕ не обращается к его конторе за услугами, хотя расценки у него весьма низкие. Слушатели мило улыбались. Важные джентльмены решали свои тяжбы самостоятельно, без третейских судей и платных посредников. Может быть, ОБСЕ — это тоже платный судья или посредник?

В моем восприятии ОБСЕ — это маленький ребенок, который торопится стать взрослым человеком. Он требует, чтобы к его голосу все прислушивались, а с мнением считались. Конечно же, желание вполне естественное и похвальное. Но одного желания мало. Ребенок должен вырасти, возмужать, окрепнуть, набраться ума. А пока, сколько бы он не кричал, никто и ухом не ведет.

А еще подумал, что когда в выступлениях нет конкретных фактов, никто не называет имена и страны, речь превращается в пустую риторику. На конференции риторики было много. Слишком много! Практически вся конференция – сплошная риторическая симфония. Самым кратким и содержательным было выступление представителя Ватикана. “Какие конкретные решения будут приняты по итогам этой конференции?” — наивно вопрошал святой отец. Казахстанский модератор его решительно прервал: “Конкретные решения получите на сессии ОБСЕ в Астане!” И баста!

Ну, что еще достойно внимания из выступления участников? Узбекистан добился исключения бедности, уравнял мужчин и женщин, оградил народ от финансового кризиса, объявил мораторий на смертную казнь. А я почему-то вспомнил расстрел мирной демонстрации в Андижане. Кыргызстан жалели и обвиняли во всех смертных грехах. Страна выглядела на конференции козлом отпущения. Ее представитель оправдывался и пытался убедить всех в обратном. Кажется, ему никто не поверил.

Обиженный грузин

И еще один забавный случай. После обеда треть зала опустело. После сытного обеда многих государственных чиновников и НПО по привычке потянуло на сон, секс и алкоголь. После перерыва слово было предоставлено представителю Грузии. Тот с обидой заметил, что ему придется говорить при полупустом зале и попросил подождать еще немного. Протест обиженного дипломата решительно пресек модератор: “Секретариат настаивает на том, чтобы начать заседание немедленно!”. Расстроенному, но трезвому грузину пришлось подчиниться.

Предвижу ярость казахских национал-патриотов, если подмечу еще один нюанс. Ни одного слова на казахском языке от представителей официальной казахстанской делегации я не услышал ни в начале, ни в конце конференции. Может быть, язык наш беден и скуп для столь важного собрания или положение присутствующих было недостаточно высоким для благородных казахских аристократов? Не думаю, что причина в отсутствии переводчиков. На посту председателя ОБСЕ Казахстан мог вполне успешно решить эту проблему. Согласен, что казахский не является официальным языком ОБСЕ. Но ведь можно было бы произнести хотя бы пару приветственных слов для своих соплеменников в зале. К сожалению, все еще не умеем мы делать красивые жесты, не предусмотренные регламентом и протоколом. Зашоренные, запуганные, высокомерные наши чиновники вызывают у окружающих скорей жалость, чем восхищение.

А вечером участников конференции пригласило на прием МИД Польши. Я туда не пошел. Говорят, что было очень весело и вкусно.

Варшава, 2010 г.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена