Система псевдоценностей

Планета Гондурас

“Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высыхает колодец”.

Томас Фуллер

“Похоже, что системой ценностей правит хаос”, – так звучит один из афоризмов Леонида С. Сухорукова. С одной стороны похоже на то, иначе как платить за бриллиант $40 млн. С другой стороны, известна фраза одного аравийского шейха во время жестокой засухи: “Пиалу жемчуга за пиалу с водой!” Так что адекватная система ценностей сразу складывается, как только люди начинают припадать к истокам.

В качестве примеров, возьмем сугубо материальный блок ценностей. Автомобили с номерами “001”, “777” и тому подобные. В современном казахстанском социуме это круто и для кого-то является важной ценностью. Эти люди готовы платить за “блатной” номер большие деньги, “активизировать” свои связи и прочее. Да и любой “гаишник” на уровне условных рефлексов знает, что нельзя останавливать “Майбах” или “Лексус” с такими номерами за стандартные нарушения правил дорожного движения, а то самому хуже будет.

Но когда картина жизни резко меняется и становится важным уже не класс машины, а есть ли в ней бензин, как в Бейруте 1980-го года, тогда и “понты” с “крутыми” номерами моментально улетучиваются. Получается, что все эти “ценности” носят вторичный характер и появляются как надстройка над базовыми моментами. Хотя в самой этой надстройке, представляющей собою среду для создания и поддержания “понтов”, крутятся очень большие деньги. Чем сильнее элита “заточена” на вторичные и псевдоценности, тем больше используется для этого ресурсов.

Исторически предметы роскоши появились как способ элиты отличаться от простых людей. Если посмотреть на объемы торговли и номенклатуру товаров на трассах Великого Шелкового пути, то предметы роскоши являются одними из ключевых. В условиях господства натурального хозяйства, когда что производишь, то и потребляешь – иначе и быть не могло. Поэтому конкуренцию вещам из сегмента “чтобы отличаться” составляли только товары региональной специализации (например, орудия из металла, лошади, вино) да невольники после масштабных войн или набегов. Те же русские феодалы поначалу ходили в лаптях и льняных рубахах, пока по каналам международной торговли к ним не стали поступать сапоги, раскрашенные шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные ткани. Аналогичная ситуация в степи: кошма есть у всех, поэтому представителю элиты нужен хорасанский ковер.

Обладание “статусными” вещами подчеркивает “особость” конкретного индивида. Раз у него та или иная классная штуковина имеется, а у другого нет, значит он и круче. По-своему посыл понятен, но перегибы к чему? Одному крайне “большому мужчине” телевизор в доме установили за 340 тыс. евро. Разве он реально в 340 раз круче “телека” за 1 тыс. евро? Или история с неприлично крутыми коттеджами в южной (предгорной) части Алматы. Там индивидуальные насосы подачи воды на электрическом питании. Но когда в районе отключается электроэнергия, то в этих домах вместе со светом пропадает и водоснабжение (кто не запасся дизельным генератором). Тогда как в близлежащих многоквартирных панельных домах хотя бы вода и канализация функционируют.

Реальные блага современной цивилизации (помимо еды и одежды) – это комфортабельные квартиры с электричеством, газом, горячей и холодной водой, телефонизированные, теперь еще и с подключением к широкополосному Интернету. С личным автомобилем уже возникают вопросы, потому что при нормальном общественном транспорте без него вполне можно обойтись. Квартира должна коррелировать с числом жильцов – чтобы и не переуплотненное проживание, и не аукаться между пустыми этажами. Однако это все в идеале, потому что есть разумная абстрактная схема и реальная жизнь. И в жизни за “статусными” размерами жилой недвижимости и личного автотранспорта идет пусть неформальная, зато реальная борьба. В соревновании “кто больше купит” побеждает не только сильнейший, но еще и неадекватный. Зачем, например, дюжина вилл, замков и особняков в одной Европе, когда за год физически не везде успеваешь побывать.

Потребность впечатлений относится к базовым свойствам человека. Поэтому с повышением уровня благосостояния в той или иной стране из нее обязательно растет поток туристов. Уровень доходов падает – количество выездных туристов сокращается. Однако и естественную видовую черту можно довести до неестественного состояния с апартаментами в гостиницах за $60 тыс. в сутки.

А может быть это способ убедиться, что имеющиеся деньги чего-то стоят и значат. Сотни миллионов и миллиарды на банковских счетах и в чемоданах – это ведь абстракция. А спальню размером со стадион и личный бассейн не уступающий олимпийскому стандарту, как минимум можно потрогать. Тем более, что деньги после отмены золотого стандарта стали совсем уж понарошковыми. Сегодня у них такая покупательская способность, завтра в два раза меньше, а послезавтра они всего лишь цветные кусочки бумаги правильной формы.

Золото ведь тоже условная ценность. Да, его можно потрогать или использовать в качестве груза при ловле рыбы (драгоценный металл желтого цвета не ржавеет), но в критический момент его не съешь. Обменять золотой червонец на курицу в голодное время возможно лишь при условии, что у продавца есть и вторая курица – для себя лично. Ацтеки с их деньгами в виде какао-бобов и плащей из агавы стандартного размера были куда прагматичнее: бобы можно есть, плащи носить.

Идиоматическое выражение “не буду даже за мешок картошки в голодный год” – сугубая метафора (преувеличение). Как показывают свидетельства драматических периодов в жизни стран и людей, голод весьма жестко и сурово задает правила игры. Аналогично и с оружием. Сегодня лояльные и законопослушные граждане Казахстана дезармированы (оставлены без оружия), тогда как преступники всегда вооружены. Но если беспредел на улицах выйдет из-под всякого контроля, то вооружаются все подряд без оглядки на санкции со стороны закона, ибо жизнь надо как-то защищать. Соседний Кыргызстан в этом отношении достаточно красноречив.

Так что в погоне за псевдоценностями не стоит забывать о базовых моментах и распределять свои силы и энергию в соответствии с этим. Все очень похоже на то, что реальные материальные ценности снова окажутся в моде, а их излишки владельцами будут потеряны. Потому что очень трудно сохранять имеющее в излишке, а в бурное время – особенно.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена