Странники в зоне оптимистической печали

Рок-Окно

Фото “у корректора”, подписи поставь из названий фото-файлов

Тусовки в “Камертоне” — это не обязательно чисто музыкальные концерты той или иной группы. Молодежная рок-культура очень своеобразна. Она помнит и чтит тех, кто был в ней и оставил какой-то свой след-свет. С пару месяцев назад был вечер памяти поэта-переводчика Игоря Полуяхтова, нашего земляка, еще в советское время начавшего переводы текстов Pink Floyd и их публикацию впервые на просторах СССР в Алма-Ате, что вызвало тогда море отзывов одобрения на маленькую черную книжицу.

Фото работа Насти Мельник

Фото работа Насти Мельник

В этот четверг, концерты двух групп в “Камертоне” были посвящены фотографу, 24-х летней Насте Мельник, известной среди рок-музыкантов своими фотоработами о них. Она совсем недавно, 12 октября этого года, буквально всего-то полтора месяца назад (!?), оставив предсмертную записку, наложила на себя руки. Запомнилась она не только своими фото, но и рыжими волосами, а также своим интересом к смерти, будучи по образованию философом, религиоведом-танатологом. Смерть, считала она – это не конец, а переход куда-то в новое состояние какого-то нового начала… Ну что ж, пути Господни, равно как и юных дев, неисповедимы… Именно ее памяти и состоялся концерт в “Камертоне”.

Группа “Странники” хорошо известна у местной тусовки своими довольно частыми выступлениями. Она уникальна тем, что глубоко в просторах Средней Азии и Жетысу возлюбила экзотический ямайский “рэггей” и раскручивает его здесь и сейчас на всю катушку. Честно говоря, и по России на вскидку на память что-то не припоминается, кто-то еще, кто балуется такой экзотикой. Откуда у парней ямайская грусть?

Группа “Странники”

Группа “Странники”

Лидер “Странников” Дима Комлев перед выступлением отметил Настю, как в целом жизнерадостного человека. “Не будем грустить”. Коллектив недавно выпустил свой альбом “Я слышу голос”, где пессимизмом даже и не пахнет.

Песня “По барабану” оказалась веселым, задорным рок-н-роллом, с сольными партиями трубы (в целом, редкого для сегодняшнего рока инструмента) ударившей по некоторой напряженности в зале, быстро переведя настроение многочисленных слушателей в оптимистический лад. – Я сижу на берегу и чтобы там не происходило, мне все по барабану… Задорный ритм гитары Димы, помноженный на активную поддержку трубы, двух перкуссий дело свое сделал. Зал оживился. Не так много групп в местном рок-клубе, которые почти сразу заставляют фанов кивать головами в такт. Это сигнал хорошей музыки или знакомства с творчеством группы. Да. И то, и другое явно на лицо сразу.

Не слишком ли весело, оптимистично и резво для своеобразных настиных поминок? Это как посмотреть. В Вашингтоне, столице США на Дюпон-секл есть культурно-развлекательный “Кеннеди-центр”, памяти рано погибшего президента. Его создатели о таком увековечивании Джона говорят так: наш президент был веселым, задорным человеком, любил повеселиться, потанцевать… Конечно же, это нестандартно, ну и что могло быть лучше любого традиционного постного памятника ему?! Полагаю, что и здесь лучшего вечера памяти Насти “Странники” и придумать по такой же аналогии не смогли бы…

Группа “Странники”

Группа “Странники”

“Я иду по воде”. Вот и зазвучал их заводной коронный рэггей. Ходить по воде опасно, можно уйти под воду, а то и вообще утонуть. Но я все равно буду идти по воде. Хотя все мне надоедают об опасности, я все равно по воде пойду… Соло в этой композиции ведет совсем юный трубач Алексей Агамбаев, успешно берущий высокие ноты, задорно импровизируя на инструменте.

“Кофе” — рок-н-рольная заводная реклама утреннему тонизирующему напитку. По звучанию группы, в целом создается впечатление мягкой, неназойливой, но довольно техничной игры музыкантов. Ударных на сцене в этот раз не было. Это сказалось на звуке ритм-секции. Две мягких перкуссии, ненавязчивая полуакустическая гитара и уже не столь настойчивая труба напомнили джаз-роковый винил 70-х — “Тюльпаны из Амстердама” Эдди Кэлверта. Почти полная звуковая аналогия! Но не плагиат, а улучшенный вариант. Просто вкусно и в резонанс с памятной ассоциацией, благодаря забредшим туда странникам. Между тем, местами в композиции опять вклинивается рэггей, не давая фанам засохнуть от однообразия. Как и мысль песни: может ли утро быть добрым без кофе? И так два-три раза рок-н-ролл сменяется рэггей и наоборот. Звук идет то на повышение – то на понижение. Круговорот!

В целом, морозный вечер фанов не испугал. В зале-магазине, что называется, и стар, и млад, и сидя, и стоя, и лежа. Музыканты в дружеской перепалке со зрителями обещают еще 10 лет играть без барабанов… Я не против – мягкий, не свойственный “Странникам” саунд — к лицу!

“Вьюга” — признанный хит группы. Она есть “в контакте”. Обычно ею музыканты заканчивают свой концерт. В трех их, до этого мною прослушанных концертах, было именно так. Но и такой ход оказался в проворот! Вьюга сделана в стиле русского рока: с протяжными распевками под Малежика, приятными, затяжными переходами и очень славной эстетикой звучания. И текст, что называется, в жилу: “объясните мне, объясните, ну зачем наступает зима, и скрываются люди в дома”?

“Африканская зима” — премьера песни: переход от нашей зимы – к ихней, – балагурит Дима. Перкуссии создают впечатление африканских там-тамов, которые почти сразу переходят в излюбленный странниками рэггей. Африканец, сидя на слоне, ждет зимы, которой никогда не видел. Хорошая сольная находка переклички бонгов под сольный проигрыш бас-гитары, вошла вкрадчиво труба. Она здесь везде по делу. А, кстати, SuperMax, с его африканскими ритмами не пробегал? Странно. А похоже, должен был.

“Электрик”. Известная песня из их вышедшего альбома. В зале идет между музыкантами и зрителями перепалка: какой электрик? таджикский, туркменский, челябинский? Сама песня тоже хорошо раскручена. Заводная, энергетичная… Я – электрик, несущий свет в те районы города, где света нет…

Автор слов и музыки почти всех песен – Дима. Во след за “Я слышу голос” готовится к выпуску второй компакт. Тормозит отсутствие барабанщика. Но ребята уверены – он будет обязательно! Может, как пообещали фанам, лет через десять, но будет. Итак, “Странники” сегодня: барабаны – Владимир Никонов, гитара – Достан Кунанбаев, бонги — Сергей Глотов, труба Алексей Агамбаев, гитара, вокал – Дмитрий Комлев.

Группа “Z”

Группа “Z”

Вторым номером концерта выступила “Z”. На сцене бонги, две гитары и саксофон. Участники группы выглядят очень молодо. Сразу узнается на лысо подстриженный подсадной “казачок” — гитарист и бэк-вокалист, несколько раз игравший со “Странниками”. Оказывается, “Z” — это его изначальная команда, в которой с месяца три назад был набран новый состав. С Настей тоже были знакомы… Жаль, все же, что ушла вот так вот… “Зетовцы” название своих песен не объявляли. Возможно, решили, что будут они и без этого узнаваемы.

Достаточно жестко звучащий фьюжн при подритмовке перкуссий (не очень ровной), неплохой саксофон. И удивительно сильный, оригинальный голос, что называется, от шептания – до сиренного звучания, заявили о себе с самого начала их выступления. Сразу без наушников стало ясно: вокалист – явный лидер группы. Идет на контраверсии забора верхних и нижних нот; силы и полутонов; четкого проговора, если не продиктовки текста, повышенной экспрессии, чуть ли не до предела его звучания. Еще в “Одиноких планетах” “Странников” я положил ухо на его сильные, завороченные пропевки отдельных блоков песни. То, что группа собралась в таком составе становится видно довольно быстро. У некоторых композиций не очень слаженные, в ритм, концовки, есть проколы с началом. Тексты музыкантов о жизни, о раздумьях, много философских размышлений о том, что происходит, но и то не всегда. В песне о забытых ушедших конкистадорах действительно о них не было пропето ни слова. Видимо успели уйти, ну и забыть их тоже успели… Как и в песне про сидящего дома человека, которого там на самом деле не было. Все по делу? Временами, лично мне слышался голос и манера пения Ильи Лагутенко. Немного, но чувствовалась и латино-мексиканские (ай-я-яй) тоже вкрадчиво вплелись в жестковатый фьюжн, ритм-энд-блюз их звучания. Рок-звезде не до случайной поклонницы, у него поезд. Короче, пока… Прости–прощай. Последняя под блюз песня удалась особо, она мне показалась действительно хорошо продумана в своем построении и по широте ее пропева и какой-то мистике звучания. Голос по своим вариациям полета звучания, был просто супер!

Дмитрий Усанов — лидер группы “Z”

“Зетчикам” в целом в оригинальности не откажешь. Хотя они сами считают, что играют “кухонный рок”. Интересные композиционные решения, очень хороший сильный, изысканный вокал. Но после 2-3 песен начинаешь ловить себя на мысли, что в композиционном плане группа начинает повторять саму себя. Что желателен какой-то шаг в сторону другой новизны и новой оригинальности…

На сцене у “Z” были: Камиль Ускимбаев – перкуссионист, Абубакиев Эльдар – саксофон, Максат Ельжанов – бас-гитара, ну и явный лидер группы: Дмитрий Усанов (“узбек” — так и не удалось рассмотреть, разузнать что же в нем узбекского?) — гитара и вокал.

Материалы о группе можно найти “В контакте — Камертон”. А со своим музыкальным творчеством ни в интернете, ни на компакт-дисках они пока не засвечены.

Вот такой получилась прогулка странников в зоне оптимистической печали.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена