Минюст отказывает в браке ОСДП-АЗАТ

“Я отвечу вам в двух словах. Не Возможно”

Сэмюэл Голдвин

Нерегистрация объединившейся два года назад партии “ОСДП-АЗАТ”, как и партии “Алга!”, стала притчей во языцех. Министерство юстиции РК под разными предлогами не желает де-юре признать де-факто объединенную оппозицию.

В одном из репортажей из зала специализированного межрайонного экономического суда Астаны мы уже писали, почему судья не удовлетворила исковые требования партии о регистрации: в казахскоязычном переводе Устава партии, оказалось, не хватило двух черточек.

Вчера же, в городском суде Астаны представитель комитета регистрационной службы минюста Арман Кенжегалиев просил судью Тохтара Амренова отказать в регистрации ОСДП-АЗАТ уже по другим мотивам. Дескать, не имела права партия на одном и том же съезде принимать два решения.

Судебное заседание проводилось на государственном языке. Поскольку на процессе присутствовали представители и русскоязычных СМИ, то в своем устном ходатайстве руководитель столичного филиала ОСДП-АЗАТ Серикбай Алибаев просил судью обеспечить перевод текста выступлений участников процесса на русский язык. Однако судья не удовлетворил ходатайство.

По окончании судебного заседания обратилась за комментарием к представителю КРС. Г-н Кенжегалиев дипломатично отказался от каких-либо комментариев позиции минюста.

Синдром теперь уже “двух решений” растолковал г-н Алибаев.

— Серикбай Бариевич, если правильно поняла, фактически министерство юстиции ревизировало решения съезда. Имело ли оно на то право?

— Самое смешное в том, что на одном из предыдущих судебных заседаний по регистрации нашей партии минюст предъявил к нам такую претензию: якобы лидеры ОСДП-АЗАТ не написали в Уставе, сколько лет они будут управлять этой партией.

Мы говорим, что решение съезда партии никому не подотчетно. Тогда я задал вопрос представителю минюста: когда вы буквально за один день зарегистрировали партию “Нур Отан”, вы спрашивали, сколько лет будет ею рулить Нурсултан Назарбаев?

Это нонсенс.

Теперь нам предъявляют новую претензию: якобы съезд не имел права принимать два решения.

— Что это за решения, ставшие очередным камнем преткновения?

— Первое — мы внесли поправку в Устав объединенной партии. Раньше в ОСДП был председателем Жармахан Туякбай, в “АЗАТе” — Булат Абилов. Теперь у партии два сопредседателя – Туякбай и Абилов.

Раньше не было должности генерального секретаря. Мы на съезде учредили эту должность – генсеком избран Амиржан Косанов.

Второе — ОСДП и “АЗАТ” мы переименовали в ОСДП-АЗАТ. Это тоже решение съезда.

Я сказал: это политически мотивированное решение. Мы могли активно работать как ОСДП-АЗАТ.

Посмотрите на ситуацию. Сейчас ОСДП-АЗАТ не зарегистрирована, значит, от этой партии мы не можем официально выступать и работать с населением. Фактом нерегистрации власть связала руки и ноги оппозиционным партиям, которые хотят объединиться.

Приближаются парламентские выборы. Избиратели могут запутаться, и это главное, на что рассчитывает власть — запутать население, а потом по подвластным ей телеканалам трещать: что это за оппозиция, если даже объединиться не может, что это не оппозиция, а дурдом.

То есть политическую ситуацию они сами создают. Минюст не самостоятелен в принятии решений. Им управляет Ак Орда. И понятно почему — чтобы расчистить политическое поле для сателлитов своей партии.

— От прежних претензий – “двух черточек” министерство юстиции, выходит, отказалось?

— Да. От двух черточек они перешли к двум решениям. Но съезд может принимать и десять, и двадцать решений по обсуждаемым на нем вопросам. Это его дело. В нашем же случае получается, что фактически минюст вмешивается в деятельность политической партии, он диктует партии, что ей делать и как работать. Это – юридический маразм.

***

Вчера судья Тохтар Амренов не вынес вердикт. Оглашение его состоится в понедельник, 28 февраля.

***

© ZONAkz, 2011 г. Перепечатка запрещена