Выборы в круговерти бойкота, неадекватности и стеба

Планета Гондурас

“Реальность – всего лишь наша интерпретация мира”.

Карлос Кастанеда

“Гарант – не гарантирует!” – это стало чем-то вроде девиза последних недель. Как будто в воздухе появился запах необратимости перемен и воздействует всем на сознание и подсознание. Вещи пока не поменялись и находятся на прежних местах, а вот способ смотреть на них сильно изменился.

Аллея с политическими надгробиями “пал смертью конструктивных” как-то неожиданно закончилась и открылась безбрежная растерянность. Хотя поначалу ничто не предвещало беды. Усть-каменогорский почин “Назарбаев – 2020” мощно катился по стране и вот-вот должен был оформиться в продление полномочий действующего главы государства. Потом вдруг приказ трансформироваться из референдума в досрочные президентские выборы, а затем дезориентация исполнителей. Теперь человеку говорят: пиши расписку, что пойдешь на выборы и проголосуешь за одного известного человека, а в ответ – не буду, одни уже подписались под такой штукой в Восточном Казахстане, а оказалось, что документ антиконституционный.

Процедура досрочных выборов оказалась во всех смыслах неподготовленной и непродуманной, ибо в силу стратегического планирования на принципах “авось, небось, как-нибудь” вариант “Б”, то есть выборы – заранее не предусмотрели. Дальше началось “чудо”. Парадигма референдума построена на том, что его инициаторы и исполнители должны демонстрировать многократное преимущество над противниками. Эта же схема по инерции была продолжена уже под вывеской выборов, из-за чего Уалихану Кайсарову лингвистическая комиссия поставила “неуд” по казахскому языку.

А вот когда ОСДП “Азат”, КПК, “Ак Жол”, незарегистрированная “Алга!” и зарегистрированный “Руханият” не выдвинули альтернативных Нурсултану Назарбаеву кандидатов (“Адилет” поддержал действующего президента), картина оказалась весьма забавной и поучительной. Электоральный локомотив, раскочегаренный административным ресурсом, пролетел как фанера над Парижем и его унесло на периферию общественного внимания. Держащий его в поле видимости политически активный слой населения разделился. Одни стали злорадно призывать к бойкоту, тем более что для этого совершенно никаких усилий не требуется – население последние выборы и так пассивно бойкотирует. Другие пытаются определиться в выборе между “бойкотом” и “неучастием”.

Бойкот вроде бы предпочтительнее. Когда политическая надстройка рухнет, то всегда можно заявить, что к прошлым безобразиям никакого отношения не имеешь и даже в меру сил с ними боролся. С другой стороны, если год за годом ждешь крушения режима, а оно все не наступает, начинают точить сомнения, что противник и в этот раз выкрутится. Тогда уже предпочтительнее “неучастие”, поскольку затем можно выторговать определенные уступки. Но память последнего десятилетия подсказывает, что никакие договоренности Ак Орда не выполняет и ее обещания ничего не стоят. Круг замкнулся, а выбор все равно делать надо.

Появилось еще пусть незначительное, но тем не менее существующее политическое настроение. Его можно сформулировать как “голосуй против всех – голосуй за Мэлса Елеусизова”. Ради “прикола” определенные люди в Алматы готовы прийти на избирательные участки (если ничего интересного или важных дел в этот день не будет) и отдать свой голос экологу. Гани Касымов для этих целей не годится, потому что он сенатор, а значит часть негатива за тупые законы, принятые парламентариями, лежит и на нем. Тогда как г-н Елеусизов для политического стеба фигура просто идеальная: победить не может, во власти не состоял и не состоит, хорошая экология повредить никому не может.

А еще политически активная часть электората сегодня пристально следит за событиями в Ливии и вокруг нее. Когда рухнул словно карточный домик правящий режим в Тунисе, провластные эксперты и политологи выражали сочувствие президенту Бен Али. Мол, надо было проявить немного воли и силы, тогда не пришлось бы в спешке покидать свою вотчину, не успев даже почистить все тайники с сокровищами во дворце (пачки долларов и бриллиантовые ожерелья потом подсчитывали в ходе революционной инвентаризации).

Хосни Мубарк в Египте действовал более жестко и с выдумкой. Выключенные по всей стране интернет и сотовая связь, переодетые в штатское сотрудники полиции и спецслужб, организованные команды мародеров (в том числе из криминальной среды), вытеснение из Египта иностранных журналистов. Тоже не помогло.

Теперь на повестке дня Ливия. Населения там еще меньше, чем в Казахстане. Правящий клан на всех ключевых постах в административном управлении, бизнесе и силовых структурах. Плюс что-то вроде иностранного легиона в лице наемников из Нигерии, Чада, Гвинеи, Кот ди Вуара и других стран. Стрелять по демонстрантам стали практически сразу, хотя у мирных граждан были лишь экономические требования – снизить цены, повысить качество жизни. Потом в дело пошла боевая авиация. И все равно кольцо вокруг Каддафи сжимается. Когда его уничтожат, то станет понятно: если поддержки в народе у лидера нет, то никакие жестокости в удержании власти уже не помогают.

Референдум задумывался правящей элитой как способ отстранить население от политической жизни на ближайшее десятилетие, а самой заняться выяснением отношений внутри себя. Трудно быть вором, когда все готовы воровать и все уже украдено. Теперь же получается, что межклановые разборки происходят на фоне коряво и уже порой абсурдно протекающего электорального процесса. Выборы на текущий момент проходят так, что пока больше дискредитируют, чем легитимизируют правящий режим и обеспечивают ему поддержку.

Попутно ширятся и проявляются все новые группы недовольных. Поводов для протестности масса: рост цен и низкие доходы основной массы населения, ущемление прав граждан, коррупция, некомпетентность органов государственного управления, безработица, деградация сфер образования и здравоохранения, проблемы в языковой сфере, усиление цензуры, разбой банков и всевозможных аферистов, нарастающая активность криминала и уличной преступности в частности. Все больше людей психологически готовы принять вместо такой стабильности что-нибудь свежее и более справедливое.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена