«Сама постановка “кто конкурентнее” в данном случае сомнительна. Как можно рассматривать конкурентоспособность страны, которая живет за счет нефтяной ренты, и цену на нефть ей назначают другие?»

Сетевой Казахстан. 14 июня 2011г.

KAZPRAVDA.KZ. Татьяна КОСТИНА беседует с председателем Комитета национальной безопасности РК Нуртаем АБЫКАЕВЫМ — «Интегрируясь, всемерно расширять “пространство безопасности”«.

«- В рамках ШОС уже имеется соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Спектр задач в этой сфере становится особенно актуальным в свете современных угроз и вызовов. Известные события в ряде стран арабского мира показали, каким образом возможности информационных и телекоммуникационных технологий могут быть использованы для дестабилизации ситуации.

Интернет-пространство безгранично, но это вовсе не означает, что можно безнаказанно использовать этот фактор в деструктивных целях. Поэтому предстоит большая работа по созданию современной цивилизованной законодательно-нормативной базы, в том числе относительно недобросовестного использования возможностей IT-технологий.

В настоящее время, соглашение по информационной безопасности уже ратифицировано Россией, Казахстаном и Таджикистаном, остальные государства в целом позитивно воспринимают данный документ и предпринимают практические шаги к его ратификации. Вступление этого документа в силу позволит перевести нашу совместную работу на качественно более высокий уровень».

AZATTYQ.ORG. Казис ТОГУЗБАЕВ в материале «Многоженство и калым отменены. Да здравствуют токалки и калым?» пишет: «Советская власть 90 лет назад отменила калым и многоженство. В независимом Казахстане эти традиции возобновились. Некоторые казахстанские законодатели и политики выступают за легализацию института многоженства…

“Алматы – моя байбише, Астана – моя токал”.

Такая поговорка сейчас в ходу среди высших и средних чиновников, которые имеют по две семьи в двух столицах Казахстана. Спустя десятилетия социальные явления прошлого вернулись в Казахстан, который освободился от диктата коммунистической партии, но попал под авторитарную власть. Де-факто институт многоженства в Казахстане уже состоялся. Правда, он еще не оформлен де-юре, хотя попытки этого периодически предпринимаются депутатами парламента«.

В публикации «В Мангистауской области продолжается забастовка нефтяников» говорится: «Рабочие “Каражанбасмуная” в Мангистауской области продолжают забастовку. Они требуют и освобождение Натальи Соколовой, бывшего юриста этой компании. К ним планирует приехать несостоявшийся кандидат в президенты Серик Сапаргалиев«.

TIME.KZ. Маргарита НИКИТИНА в материале «Премьер — министрам: Все мы — из одной шинели» отмечает: «Правительство решило наглядно доказать, как оно уважает депутатов. Вчера заседание Кабмина было посвящено запросам народных избранников. Отчитывались министры по очереди. С подачи премьера Карима МАСИМОВА, доклады больше напоминали смесь публичного покаяния с единогласным одобрением.

Так, глава правительства заметил, что перевод текстов спускаемых в парламент законопроектов с казахского языка на русский оставляет желать лучшего.

— Идут постоянные справедливые нарекания со стороны депутатов парламента, — подчеркнул он. — Из-за неаутентичности переводов нам приходится в том числе многие международные договоры переподписывать!».

Надежда ПЛЯСКИНА в заметке «Опять пролетели!..» пишет: «Вечером в воскресенье в редакцию позвонили возмущенные пассажиры “Эйр Астаны”. Оказалось, национальный авиаперевозчик заменил один лайнер на другой и 69 человек остались за бортом, потому что им не хватило мест в самолете«.

В публикации «Бесправия не будет» говорится: «Летом 2012 года на рассмотрение в парламент поступит проект нового закона о дорожном движении: в водительских удостоверениях появятся подкатегории. О подробностях этого и других нововведений нам рассказал начальник управления координационной и правовой работы комитета дорожной полиции МВД РК Канат САДВАКАСОВ…

— Казахстан является участником Конвенции о дорожном движении, а поскольку норма о водительских подкатегориях является обязательной, то она должна быть внедрена и в Казахстане, — пояснил г-н Садвакасов. — Во-первых, таким образом у казахстанцев не будет проблем при участии в международном дорожном движении. Во-вторых, к нам не будет вопросов у мирового сообщества по поводу исполнения ратифицированной в Казахстане конвенции. По плану законопроектных работ проект закона мы должны направить в парламент к концу первого полугодия 2012 года. Причем будет приниматься совершенно новый закон о дорожном движении, куда войдут также правила дорожного движения, утвержденные сегодня постановлением правительства.

По словам Каната Садвакасова, новые водительские удостоверения с подкатегориями будут внедряться планово: по волеизъявлению самих водителей (если потребуется срочный выезд за границу) и по мере истечения срока действия уже выданных водительских прав. Стоимость изготовления документа не изменится».

LITER.KZ задает экспертам вопрос — «К какому сроку Таможенный союз даст эффект снижения цен, как задумывалось, а не повышения, как вышло на самом деле?«.

«Серик ОСПАНОВ, депутат мажилиса, НДП “Нур Отан”: – Это можно лишь прогнозировать. Во-первых, не стоит ждать сиюминутной выгоды… В любом случае Таможенный союз принесет всем нам большую пользу. Это однозначно. Султан АКИМБЕКОВ, директор Института мировой экономики и политики: — Очень сложный вопрос. Цены однозначно будут продолжать расти. Объединение трех экономик – трудный процесс, и действует он по принципу сообщающихся сосудов…

Тимур НАЗХАНОВ, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей: – Я не думаю, что снижение цен когда-нибудь начнется. Мы уже более года наблюдаем, как растет стоимость продуктов питания и многих видов товаров…».

Ержан РАХМЕТОВ, депутат мажилиса, в комментарии «Первым делом безопасность» пишет: «С наступлением лета и началом отпускного сезона на повестке дня вновь встает вопрос о безопасности полетов. А в сфере отечественной авиации нерешенных проблем более чем достаточно.

Как известно, решением Европейской комиссии от 13 июля 2009 года авиакомпаниям Казахстана запрещены полеты в страны Евросоюза. Местные авиаперевозчики были включены в так называемый “черный список”. Главная причина – отсутствие надлежащего контроля со стороны государства над безопасностью воздушных перевозок. Более того, в рейтинге стран, запрещенных летать в Европу, наша страна стоит на первом месте по количеству авиакомпаний (их 50), не соответствующих международным стандартам.

Авиаперевозчики Казахстана не смогут летать в Европу до тех пор, пока уполномоченный орган – комитет гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций республики – не выполнит все требования и меры для обеспечения соответствия международным стандартам государственного контроля безопасности воздушных перевозок».

EXPRESS-K.KZ. Анна ГОНЧАРОВА в материале «Медиатор вам в помощь» отмечает: «В самое ближайшее время решать семейные, гражданские и трудовые споры казахстанцы смогут, не прибегая к помощи судов.

В августе вступает в силу закон «О медиации», который позволит конфликтующим сторонам достигать приемлемых решений, экономя при этом время и деньги.

По словам председателя Бостандыкского районного суда Алматы Амангельды Сарсенбаева, нововведение воспринято работниками судебных учреждений с большим воодушевлением. Медиация выгодна не только гражданам, она существенно снизит нагрузку на судей. По нормативам, принятым 10 лет назад, на одного судью должно приходиться 22 дела в месяц, на деле же он рассматривает 100–150 исковых заявлений.

– Судьям часто приходится разбираться с семейными дрязгами и разными мелочами, – говорит Сарсенбаев. – Это отнимает время, необходимое для рассмотрения более важных дел. Например, приходят бывшие супруги и начинают поливать друг друга грязью…

Самое главное преимущество медиации в том, что она позволяет сторонам достичь полного согласия, в то время как суд выносит решение лишь в пользу кого-то одного. Медиатор – это уполномоченное лицо, которое предлагает различные варианты разрешения спора до тех пор, пока обе конфликтующие стороны не будут удовлетворены…«.

IA-CENTR.RU публикует интервью с Юлией ЯКУШЕВОЙ — «Казахстан-2011: Между А и Б…«.

«- Условно говоря, если сказал А — мы готовы активно участвовать в «афганском проекте», то надо сказать и Б – непосредственно участвуя в урегулировании. Но в этой ситуации нельзя не понимать, что угрозы со стороны «Талибан» рано или поздно коснуться и Казахстана. Здесь возникает вопрос выбора, что важнее: некое виртуальное спокойствие или те бонусы, которые страна приобретает от участия в антитеррористической коалиции.

Я думаю, что Казахстан, несмотря на решение Сената будет участвовать в афганской операции, т.е. будет найден способ, скорее всего после саммита ШОС, когда определится оптимальный формат участия в данном проекте».

NP.KZ. Фарида ГАЛИЕВА беседует с экспертом знаменитого рейтингового агентства Standard & Poor’s экономистом Беном ФОЛКСОМ — «Ценное мнение«.

«- Недавно Казахстан был включен одним из рейтинговых агентств в число тридцати самых конкурентоспособных стран мира. Тогда как Ваше агентство ставит нашу страну как минимум в восьмой десяток по этому показателю? Не могли бы Вы прокомментировать такую разницу?

— Невозможно в один индекс затолкать все показатели системы, и поэтому в него включают показатели наиболее ценные для исследователя. Например, если мы оцениваем деловые качества человека, то цвет и наличие волос может быть несущественным для нас, а может быть и весьма существенным — например, если мы верим предрассудкам о рыжих или лысых… Но даже договорившись о наборе показателей для индекса, мы должны обязательно договориться о ценности каждого из них. Например, для оценки качества здравоохранения можно взять младенческую смертность, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, число жертв эпидемий, продолжительность жизни, число больных туберкулезом и диабетом, количество медперсонала и койкомест, летальность среди обратившихся за помощью, процент финансирования медицины в бюджете и еще сотню подобных показателей. Что из показателей важнее, решает рейтинговое агентство. Какой вклад каждый из показателей внесет в индекс качества здравоохранения, также решает оно. Поэтому мне сложно судить, что важнее для тех, кто поставил Казахстан столь высоко, но зато я знаю, что важнее для нас.

— И что же, если не секрет?

— Когда говорят: “Казахстан занял тридцать третье место в индексе глобальной конкурентоспособности”, то я вправе спросить: с кем конкурирует Казахстан? За какие ресурсы идет конкуренция? Ценны ли эти ресурсы для конкретного казахстанского гражданина? Отвечает ли конкуренция за эти ресурсы его личным целям? И, наконец, тридцать третье место — это хорошо или плохо?

Когда ответят на такие вопросы, как: “Тридцать третье место в этом году — это лучше, чем тридцать шестое в прошлом?”, тогда я вправе спросить: “Чем лучше? Я, гражданин этой страны, стал богаче? Защищеннее? Уменьшилась стоимость проезда к “местам конкуренции”? Возросла мощь вооруженных сил на случай жесткой конкуренции? Или у вас появилась возможность надрать задницу Австралии в конкуренции за кредиты Всемирного банка? Или ваши спортсмены убедительно показали, что хотят быть способными бороться за право претендовать на кубок УЕФА?”.

Сама постановка “кто конкурентнее” в данном случае сомнительна. Как можно рассматривать конкурентоспособность страны, которая живет за счет нефтяной ренты, и цену на нефть ей назначают другие?».

ASIAKZ.COM. Султан АКИМБЕКОВ в статье «По ком звонит колокол Актобе?» отмечает: «В исламе же не существует церковной структуры. Различные ДУМКи это только попытка со стороны государства организовать населенное мусульманами пространство. Теоретически каждый мусульманин имеет право на свое мнение. Имамы или улемы отличались от обычных верующих более высокой ученостью, что позволяло им выступать в роли толкователей священных текстов. Поэтому такое значение имела система исламского образования, особенно для региона Центральной Азии. Так как ее не стало, то после распада СССР взаимодействие с исламским миром началось практически с чистого листа.

Ислам сохранился на бытовом уровне, и бурный рост религиозности на фоне значительных социальных перемен и создал нынешнюю ситуацию, когда в обществе появилось большое число проповедников с активной жизненной позицией. Среди них много тех, кто получает свои представления об исламе и образе жизни из внешних источников, обучаясь в известных университетах. Они очень активны, ими движет стремление нести знание об исламе в общество, где слишком много, с их точки зрения, неправильного, от языческих, по их мнению, процедур до излишнего либерализма в жизни государства и общества. Фактически они неофиты с активной жизненной позицией. В городских условиях они находят благодатную среду среди “новых городских бедняков”, они эксплуатируют идеи социальной справедливости, которые имеют успех на фоне кризиса традиционных левых движений. И среди них есть радикально настроенные люди.

В этой сложной ситуации государство вынуждено выстраивать собственную линию поведения даже не по отношению к исламским радикалам, а по отношению к исламу, как динамично развивающейся религии в целом. Сегодня ислам находится на подъеме, и если мы часть мусульманского мира, мы должны знать, какие процессы происходят в нем, как нужно к ним относиться, с кем взаимодействовать и чего опасаться.

В любом случае, в Актобе 17 мая прозвенел первый звонок. Опыт наших соседей показывает, что не стоит доводить до того момента, когда зазвонит колокол«.

GULJAN.ORG. Валерий СУРГАНОВ беседует с главой столичного департамента строительства Владимиром ЛЮТОВЫМ — “Я никого не посылаю на х…, а сразу бью в ухо!”.

«Скандал на межнациональной основе, вспыхнувший в Астане между дольщиками ЖК “Мунар” и главой столичного департамента строительства Владимиром Лютовым, получил свое продолжение. Комментарии на эту тему нам дали сами виновники “разборок” – главный строитель Астаны Владимир Лютов и предводитель возмущенных дольщиков Ержан Сайфутдин…

Владимир Лютов: — Хочу заметить, что я ничего такого не говорил. Никого на х… я не посылал, Генпрокуратуру и всех остальных, как они пишут, е…ть не грозился. И казахов я в юрты не посылал. Я не больной, как госслужащий проходил медицинское освидетельствование на отсутствие психических заболеваний.

Из прокуратуры у меня постоянно проверяющие сидят, я бы такое в их адрес сказать побоялся. А среди казахов у меня много друзей, я уже 50 лет живу в Казахстане, и такие высказывания для меня тоже недопустимы…».

Ержан Сайфутдин: — Так вот, когда мы зашли к нему в приемную, нас долго не хотели пускать, из-за чего и началась перебранка между дольщиками и секретаршей. Он высунул голову в дверной проем и спросил, что тут за “кипиш” стоит? Узнав, что дольщики хотят пробиться к нему, послал всех нас дружно на х…».

DW-WORLD.DE публикует интервью с Касым-Жомартом ТОКАЕВЫМ — «Новый глава женевского офиса ООН: Организация стала активнее в Центральной Азии«.

«- Казахстан условно можно назвать азиатским государством, поэтому было даже сообщение, что на должность руководителя женевского офиса ООН назначен первый представитель Азии. В этом большая доля правды, но, с другой стороны, Казахстан является и европейским государством даже с точки географии. Все-таки пять процентов его территории относится к Европе. А эти пять процентов — территория чуть меньше современной Польши. Так что мы считаем себя евразийским государством. Что касается сотрудничества, то важно помнить, что важнейшим торговым партнером Казахстана является именно Европейский Союз. Конечно, сотрудничество развивается и по линии укрепления гражданского общества и строительства демократии в Казахстане. Речь идет о перенимании опыта, особенно в сфере парламентаризма, который безусловно интересен для Казахстана».

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена