Закон закрывает заправки

“В России появились первые в мире разорившиеся бедняки”.

Михаил Жванецкий

Жесткое государственное регулирование рынка нефтепродуктов поставило владельцев мелких АЗС в крайне невыгодное положение. Сегодня они работают себе в убыток, так как приобретаемая цена на ГСМ выше, чем на реализуемую продукцию.

“Последняя цена на дизельное топливо, предлагаемая оптовиками, достигает 100 тенге. В Алматы – 105 тенге. А мы должны продавать его по 87 тенге. Значит, мы вынуждены или приостанавливать работу АЗС, или закрывать их”, — сказал директор по маркетингу и продажам АЗС “Гелиос” Денис Трандафилов на пресс-конференции в Астане, которую вчера организовали столичные владельцы мелких АЗС.

По их информации, запасов бензина по низким ценам на заправках практически не осталось.

В июле текущего года правительство Карима Масимова установило максимальную розничную цену на самый “ходовой” бензин марки Аи-92 на уровне 102 тенге. Оптовая же его стоимость, по словам организаторов пресс-конференции, — 104-105 тенге. Там, где сеть АЗС не включена в реестр как монополист, стоимость бензина АИ-92 подскочила до 112 тенге.

Агентство по защите конкуренции сегодня обвиняет владельцев мелких автозаправок в сговоре. Никакого сговора нет и не может быть, утверждают последние.

— Правительство должно принять меры по сдерживанию оптовой цены, найти механизмы по сохранению баланса на рынке нефтепродуктов, потому что цены на бензин – это прежде всего политика государства. Мы не против регулирования цен на рынке, мы не против политики правительства. Но мы – за справедливость на рынке. Мы – за то, чтобы закон способствовал этому. Закон должен защищать и предпринимателей, и потребителей ГСМ. Надо найти консенсус.

Мы – за то, чтобы бензин в РК стоил дешевле, потому что сейчас уровень жизни населения не позволяет платить за литр бензина один доллар. И мы это видим по своей реализации. Объем реализации ГСМ падает. Нам невыгодно продавать его дороже, потому что мы никакой прибыли от этого не имеем. Я поднял цену – у меня упала реализация, — говорит директор АЗС “Аурика” Николай Серебряков.

Он признался, что уже по итогам прошлого месяца его предприятие понесло убытки в 9 млн.750 тыс. тенге.

Николай Серебряков продемонстрировал журналистам свою переписку с министерством нефти и газа, другими ведомствами.

— В июне мы обратились с письмом в министерство нефти и газа с просьбой установить допустимые розничные цены на продукцию. Пришел ответ за подписью вице-министра: установлена цена в 102,87 тенге, целесообразно при реализации нефтепродуктов придерживаться этой цены. Но мы считаем, что это нецелесообразно – продавать себе в убыток.

Проблема в том, что оптовики ничем не регламентируются. Они могут на август поставить 106 или 107 тенге. Но мы должны иметь право проставить хотя бы 10-15% наценки. Это уже значит, что АИ-92 должен стоить 120 тенге. В кулуарах говорят, что будет разрешено по 107 тенге. Оптовики уже сейчас поставили 103. Их же никто не контролирует. Они поставят 108, и мы опять останемся в проигрыше. Мы можем работать бесплатно месяц-полтора-два, но не больше, — возмущается он.

Владелец “Аурики” уже продал 10 своих убыточных автозаправок, которые находятся на периферии.

Как выяснилось, АЗС у мелких торговцев нефтепродуктами скупают те, кто монополизировал рынок – оптовики. По словам Дениса Трандафилова, не бывает дня, чтобы в “Гелиос” не обращались оптовики с предложением о продаже АЗС.

— Идет массовая концентрация крупных игроков. Ситуация на рынке абсолютно не однозначна. В связи с последними событиями пошел общественный резонанс. Если ситуация не изменится, то, к сожалению, мы уже не сможем держать цены на пределе. Если государство регулирует реализаторов, то нужно регулировать и оптовый рынок. Это однозначно.

Заводов-производителей у нас всего три. Предложений на рынке изначально не так уж много, другое дело, что это может потом обрастать посредниками. Ни у кого из нас нет прямых контрактов с заводом. А у оптовиков один ответ: хотите – берите, хотите – нет, — говорит он.

Это же подтверждает директор АЗС “Шесс Норс” Сергей Ерохин:

— Павлодарский НПЗ с нами даже не заключает договора. С мелкими поставщиками они и разговаривать не хотят. Только через оптового поставщика, так называемое “одно плечо”.

Сегодня я снял ценник на ГСМ, потому что негде брать. Если я заявлял 800 тонн, мне дали всего 60 тонн. Значит, цены на дизтопливо я должен держать в 87 тенге. А мне дают с фирмы ТОО “Петролиум оперейтинг” на станции Атырау по 78-83 тенге. Плюс доставка по железной дороге до Астаны, оттуда до заправки, хранение – итого получается 87,2 тенге за 1 литр. Это согласно распоряжению акимата. Как я могу торговать по 87 тенге?

1 июля в связи с тем, что были выделены маленькие объемы, я в акимат и антимонопольный комитет, министерство скинул письма, предупредил, что эти цены могу держать только до 3 июля. Ответа не было. Скинул второе письмо – могу держать цены до 15 июля, потом закрываю АЗС. В результате сегодня утром был вынужден снять ценники на дизтопливо и АИ-92. Все, запасов нет.

С позицией владельцев автозаправок о регулировании цен на ГСМ и на оптовом рынке согласны в Национальной экономической палате Казахстана “Союз “Атамекен”. Управляющий директор по правовым вопросам НЭПК Тимур Нугманов сообщил, что готовят соответствующие обращения в правительство, министерство нефти и газа. Предприниматели намерены обратиться напрямую к главе государства.

— Вопрос социальный, и он настолько обострился, что дальше терпеть просто невозможно, — говорят они.

Владельцы АЗС также не исключают варианта, когда на акцию протеста против драконовских цен на ГСМ выйдут автовладельцы. По крайней мере, на этот вопрос нашей интернет-газеты “ZONA.kz” Денис Трандафилов ответил:

— Нас интересует мнение водителей. На сегодня реакция не очень хорошая. Цены резко поднимаются, объемов у нас нет. Большинство заправок тот же бензин АИ-92 уже по талонам продают. В конечном итоге вся эта ситуация если не разрешится, то потребители все равно каким-то образом будут реагировать на нее. И такое, о чем Вы сказали, допускаю, возможно.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена