Нужна топливная ассоциация, считают в “Гелиосе”

Сегодня министерство нефти и газа РК, наконец-то, должно определиться с оптовыми ценами на ГСМ. Об этом, по крайней мере, вчера в кулуарах правительства сообщил министр Сауат Мынбаев.

Он также пообещал, что буквально на днях ожидается небольшое повышение предельных цен на бензин, но не будет “непрогнозируемого скачкообразного поведения цен, как было до этого”. По заверениям главы миннефти и газа, казахстанским автовладельцам не грозит дефицит ГСМ.

Свое видение решения проблемы с ценами на ГСМ предлагает руководство сети АЗС “Гелиос”.

В числе главных причин сложившейся ситуации оно называет дисбаланс цен между российским и казахстанским рынками, снижение импорта нефтепродуктов из РФ и отсутствие регулирования оптовых цен при сдерживании розничных.

По официальным данным, 40% высокооктанового бензина Казахстан получает из России. Литр “народной” марки бензина АИ-92 в РФ стоит 26-28 рублей, или 135-145 казахстанских тенге. В нашей стране предельная цена на эту марку бензина установлена на уровне 102 тенге за литр. Поэтому, по мнению владельцев мелких АЗС, импортировать нефтепродукты российским компаниям нерентабельно. Чтобы исключить возникновение дефицита и стабилизировать рынок ГСМ, необходимо снизить ценовую разницу между странами до 10%, тогда как сейчас она составляет 20%.

В “Гелиосе” считают, что государственное регулирование цен, которое практикуется в Казахстане уже не первый год, ущемляет розничных реализаторов. Тогда как на оптовиков регулирование не распространяется. Данное положение ставит в неравные условия оптовых поставщиков и розничных реализаторов нефтепродуктов, поскольку розничные реализаторы несут убытки в связи с тем, что цены оптовых поставщиков ничем не ограничены, и это, соответственно, позволяет оптовые цены максимально приближать к розничным, а то и превышать их. В случае установления предельных цен на нефтепродукты должна быть ограничена не только розничная продажа, но и опт. В случае установления предельных цен, они должны быть применены ко всем участникам рынка (ресурсодержатель, оптовик, АЗС) и справедливо учитывать операционные расходы каждого из них.

Другими словами, законодательное регулирование отпускных розничных цен, с одной стороны, и неподконтрольные оптовые цены — с другой, приводят к тому, что многим АЗС приходится резко ограничивать или даже прекращать продажу определенных видов топлива.

Более худший вариант, который не исключают в “Гелиосе”, — некоторым владельцам АЗС придется просто-напросто “свернуть” свой бизнес. Но при этом заложниками государственной политики окажутся не только розничные поставщики ГСМ, но и потребители, которые не могут беспрепятственно приобрести топливо или должны переплачивать за него на тех АЗС, где оно свободно отпускается, но по более высокой цене.

Что предлагает руководство “Гелиоса” в данной ситуации?

Прежде всего, для сокращения звеньев оптовых поставщиков и, соответственно, снижения конечной цены для потребителей необходимо, чтобы владельцы АЗС, владеющие логистической цепочкой (АЗС, нефтебазы, бензовозы), имели возможность заходить со своей нефтью по давальческой схеме на нефтеперерабатывающие заводы. Себестоимость переработанной нефти не будет включать оптовую наценку, а будет сразу поступать в розницу. Это выгодно как для давальцев, так и для конечных потребителей.

Эта схема обеспечит стабильное поступление на рынок требуемых объемов, следовательно, исключит перебои с поставками. В условиях, когда к распределяемым объемам нефтепродуктов имеют доступ только несколько официальных представителей, получить необходимый объем с завода для владельцев АЗС нет возможности. А предлагаемые оптовиками цены выше, чем предельно-установленные. В итоге, под ударом оказываются мелкие независимые игроки, которым становится невыгодно торговать качественным топливом, считают топ-менеджеры фирмы.

Всплеск цен на казахстанском рынке ГСМ диктует свои правила игры для мелких и средних сетей АЗС, которые, чтобы не потерять свою прибыль, обращаются к услугам “черного” рынка и закупают там суррогатное топливо.

Но для современных машин бензиновый и дизельный суррогат — это смерть. Его применение приводит к неполадкам топливной системы и преждевременному износу двигателя автомобиля. В итоге страдают автомобилисты, которым приходится тратить средства на ремонт своего авто. А для экономики страны увеличение суррогатного топлива выльется в недополучение налогов в бюджет. Кроме того, при применении такого топлива увеличивается токсичность выхлопных газов и загрязняется атмосферный воздух, — рассуждают в “Гелиосе”.

Руководство фирмы полагает, что в создавшихся условиях на рынке ГСМ, в интересах всех сторон, назрела необходимость создания Топливной Ассоциации. По его мнению, этот общественный институт станет тем “мостиком”, с помощью которого сети АЗС смогут наладить конструктивный диалог с государственными органами, отвечающими за контроль производства и оборота нефтепродуктов, представления и защиты общих интересов, а также участия в подготовке и внесении изменений и дополнений в закон по обороту нефтепродуктов и другие нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности АЗС.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена