Фанерная звезда кубинской революции (Куба времен 85-летнего юбилея Фиделя)

Сегодня, несмотря на трудности и постоянное политическое и экономическое давление со стороны США, кубинский народ с революционным оптимизмом строит социалистическое общество”. Из поздравления Г.Зюганова Р. Кастро с 58-й годовщиной начала Национального восстания.

“Медовая ловушка” кубинского соцреализма

Ничего, нормально все было. Хорошие девчонки. Только взяли с нас как в Амстердаме” — один из соседей по рейсу Москва-Гавана чуть не половину времени полета рассказывал другому о своих впечатлениях о Кубе по прошлогоднему визиту на остров.

Пусть не заподозрит меня читатель во фрейдо-центричном взгляде на жизнь, но многие туристы едут на “Остров Свободы” именно за дешевым сексом, а никак не за опытом строительства социализма.

Сегодняшняя Куба – это своеобразная копия Союза, объединяющая его черты брежневской и горбачевской эпохи. С одной стороны, нельзя сказать, что совсем не прав лидер наших коммунистов, Зюганов, когда в обращении к Кастро-старшему пишет, что “Куба продолжает уверенно идти по пути, проложенному Вами и Вашими преданными соратниками. Знамя свободы, которое Вы подняли более полувека назад, гордо реет над Вашей родиной. Куба продолжает оставаться примером для всего прогрессивного человечества”. И знамя реет повсюду, даже в самых замшелых дырах острова-государства, и Куба идет, ведомая братьями Кастро. Но представители прогрессивного человечества валят на остров вкусить прелестей не столько абстрактного социализма, сколько конкретного соцреализма – дешевый ром, дешевые сигары, пляжи и — проститутки.

По классическим законам рынка, большой спрос и предложение взаимно стимулируют друг друга. Сегодня грамотный кубинский гид даст туристу ряд советов, даже если тот и не будет его об этом спрашивать: главное, если девица разговорится с вами в баре или на улице (а “снимать” иностранцев дамы пытаются даже в центре Гаваны, будучи окружены детьми!), прежде всего, спросить у нее удостоверение личности. И посмотреть на первые две цифры в нем – на Кубе указывают дату рождения только по двум последним датам года. Проблема в том, что несовершеннолетние кубинки активно стараются осваивать “рыночные ниши”, а власти этого не одобряют. Хотя на аналогичный бизнес совершеннолетних закрывают глаза, при формальном запрете на проституцию. Также гид расскажет ряд важных деталей, и, возможно, даже презентует пару презервативов – аптеки на Кубе не на каждом шагу, а клиент должен быть доволен сервисом, и не увезти с острова неприятные воспоминания о нем.

За исключением специфической заботы гидов, вся эта картина здорово напоминает последние годы совдепии.

Плюсы отсутствия коммуникации

Для новичков, прилетевших из стран бывшего Союза на Кубу впервые, определенное разочарование начинается с прохождения границы. Россияне и СНГовцы зачастую представляют, что здесь все понимают по-русски. На самом деле это ушло вместе с крушением СССР и прекращением “братской помощи”. Как в физиологии – функция рождает орган, и наоборот: отпала функция получать помощь от СССР, и стал ненужным “орган”, язык страны-донора этой помощи. Все справедливо. Очень редко можно встретить молодого кубинца, владеющего русским. Среди людей постарше такие еще попадаются, но не сплошь. Неудобство этой ситуации в том, что английским, как альтернативным русскому, кубинцы в массе своей тоже не овладели. Поэтому коммуникативные проблемы то и дело возникают.

Но нет худа без добра. У кубинских гаишников с английским плохо. И, если, путешествуя на арендованной машине, что-то не слишком сильно нарушив, встретиться с ними, нужно, если вы не владеете в должном объеме английским, нести какую-нибудь абракадабру, почаще повторяя слово “турист”. А если владеете – просто говорить по-английски, но тоже с заветным словом. Увидев, что для понимания с вами у них не хватает словарного запаса, но при этом вы – иностранный турист, вас, скорее всего, отпустят. Дело в том, что турист на острове – искомый объект не только для местных проституток, но и для всей кубинской экономики. Поэтому гаишник не рискнет вас напрягать, тем более, не зная толком, кто вы и что вы.

Крокодил в плавках и Яшка-Шинкарь

Зато для тех, кто умел хорошо “крутиться” во времена развитого социализма в СССР и не забыл те навыки, Куба может стать истинным “островом сокровищ”.

Знакомый, работавший при Союзе бухгалтером в совхозе в одном из южных российских регионов, рассказывал, что встретился на острове с социалистическими реалиями своей молодости. И “вспомнил старое”: все брал за пол цены и с “черного хода” — ром, сигары, кофе. Апофеозом этого советско-кубинского социалистического симбиоза стала покупка дяденькой молодого крокодильчика на крокодиловой ферме. Из “под полы”. Была проблема его вывезти с Кубы, но – где наша не пропадала! Экс-бухгалтер связал того скотчем и спрятал в плавки. И так пронес на самолет и привез его на новую родину. Где его кубинский друг однажды зимой околел из-за того, что отрубилось электричество в доме, пока хозяева где-то ездили. Эмиграция жестокая вещь.

История с “крокодилом из-под полы” часто вспоминается на Кубе вечерами, когда к гуляющим иностранцам подходят черные парни и предлагают “недорого” ром и сигары. Но “во весь рост” она встала в одном пляжном отеле, “все включено”.

К завсегдатаям бара время от времени подходил бармен и негромко предлагал купить у него ром, кубинскую водку и другие удовольствия. Ром, стоивший в магазинах для туристов 12 куков (о куках – ниже), “шел” за 8, тростниковая водка по 3 кука уходила за 1-2. И правда – как проверить, сколько выпили за день российские и (особенно!) канадские туристы? Отбоя у бармена в клиентах не было, наши звали его между собой “Яшкой-Кабатчиком” и уезжавшие с отеля “передавали по наследству” новичкам.

Сначала мы думали, что Яшка – первый кубинец, додумавшийся до такого гениального в своей простоте бизнеса. И прочили ему лавры будущего кубинского олигарха. Но через несколько дней в другом “всёвключенном” отеле познакомились с барменшей, также “банчившей на карман” народным достоянием (на Кубе все отели и все, что к ним прилагается, государственные, значит, народные). Ее местная русскоязычная “диаспора” назвала “Соня-Кабатчица”.

Фанерная звезда кубинской революции

Чего не стоит ждать на Кубе, так это туристического креатива и всякой анимации. С развлечениями для туристов было лучше, даже где ни будь в Сочи при Брежневе. Да и вообще с творчеством у них туго.

Самый главный образ на Кубе – Че Гевара. Наверное, в пересчете на душу населения и площадь страны, даже в СССР было меньше лениных, чем на Кубе че гевар. За десятилетия, прошедшие со времени революции, социалистическое общество не смогло сотворить себе ни новых кумиров, ни обновленных образов кумиров старых. Хотя сколько возможностей! Как могли бы раскрутить образ Хемингуэя, или знаменитый “пылесос” Грамма Грина! Нет, не делают.

Че глядит на кубинцев с маек и рубах, с плакатов, с рисунков и надписей на заборах. В одном старинном городе мы ринулись, было, к книжному развалу, думали, сейчас купим что-нибудь по до-социалистической истории Кубы. Шиш! На нас глядел “кубинский антиквариат”: те же лики Че и Фиделя, только с потрепанных журналов и книг 1960-1970-х годов. При чем Че было явно больше, чем Фиделя. Может, потому, что “живому богу” проще находиться в тени бога, уже вознесенного на идеологический Олимп? Главное, что с ним уже не надо делить власть.

Хотя, какие-то подвижки в идеологическом фундаменте, все-таки, происходят. Недавно на центральной площади Гаваны, напротив огромного портрета Че Гевары, вывесили портрет Камило Сьенфуэгоса, еще одной эпической фигуры кубинской революции. С цитатой: “Правильно идешь, Фидель!”. Видно, даже спустя полвека после победы революции, ее лидер считает нужным подчеркнуть в глазах народа законность и обоснованность своего лидерства. А чего не подчеркнуть, если ссылаться при этом можно на письма Че Гевары и слова Сьенфуэгоса, которых давно нет в живых? Ну, то есть, они конечно живы – в сердцах кубинцев и некоторых наших коммунистов.

Вообще у кубинцев странное отношение к исторической памяти. С одной стороны, всюду символы революции, а с другой исполнение этих символов такое, что у нас при Союзе где ни будь в чукотском Урюпинске пионерская комната была оформлена лучше! В “святая святых” кубинской революции, в здании бывших казарм Монкада, где сейчас музей, все сделано до того топорно, что неловко за товарищей. Особенно за главный экспонат, символ революции, фанерную звезду в центре музея, которая потрескалась не то от старости, не то от того, что клея не хватило.

Картина из наших “лихих 90-х”

Ладушки, ладушки, Куба ест оладушки, а мы черный хлеб едим, и поэтому …” — так неофициальный советский фольклор времен Хрущева и Брежнева “комментировал” “братскую помощь” СССР Острову Свободы. Теперь – не то, оладушек на всех на Кубе давно не хватает.

От кубинцев можно услышать, что в 1990-е в стране жилось очень плохо. Описание тех лет очень похоже на то, что было тогда и у нас. Кубинское руководство было вынуждено пойти на ряд реформ, прежде всего, в сфере туризма и малом (ну очень малом! – мелкий общепит и частный извоз) бизнесе. Это, более-менее сработало, иностранные туристы, прежде всего канадцы, повезли в страну валюту. Прежде всего, благодаря этому, удалось подлатать стремительно ветшающий социализм.

Еще одним нововведением 1990-х стал кубинский конвертируемый песо, по испаноязычной аббревиатуре КУК. Это валюта, ходящая на Кубе с 1994 года “параллельными курсами” с обычным песо. Курс к доллару почти один к одному, но на Кубе действует закон – при обмене долларов с вас снимут 10% налог от суммы обмена, поэтому ехать туда надо с евро, на него это не распространяется. На куки работают отели, магазины и рестораны для туристов и тех немногочисленных кубинцев, которые могут зарабатывать валюту и менять ее на куки. За них осуществляются все “неформальные” услуги. Говорят, что на них же продаются товары на черном рынке, из чего можно сделать вывод, что реальный приток валюты на Кубу достаточно высок, больше, чем учитывается финансовыми властями. За счет чего – можно только догадываться. На обычные песо отовариваются кубинские граждане в распределителях (карточная система до сих пор не отменена) и в магазинах “для простых”, по ассортименту и качеству товаров напоминающие сельпо советской поры. Но, судя по тому, как многие кубинцы одеты, народная тропа в сельпо не зарастает.

Расслоение в кубинском обществе пока не слишком бросается в глаза. Повсюду, даже в Гаване, много попрошаек, всех возрастов и присутствующих на острове рас, радующихся даже пол-куку. Но те, кто не побирается, одеты примерно одинаково, и ездят, в основном, на такси (наши старые “Жигули”, даже “копейки” встречаются) или в набитых битком автобусах и грузовиках. Хотя уже можно наблюдать и другие примеры: у тех, кто по роду службы работает с иностранцами и, значит, имеет неофициальные доходы в валюте, часто можно увидеть дорогие часы, золотые браслеты. А у одного придорожного кафе мы видели такую картину: новая “КIA” с врубленной на полную громкость аудио-системой, а рядом закусывают и выпивают два парня в узнаваемом по нашим 1990-м годам стиле “а ля браток” и две молоденькие девицы. Публика при этом вела себя почтительно, сбавить громкость никто не просил. Выпив прилично пива, компания села в машину и уехала, явно ни сколько не боясь встречи с ГАИ. Видно, уже одной только немыслимой по местным меркам роскоши автомобиля хватало для защиты от них.

Эпилог “кубинской саги”

Кубинское общество живет в условиях разложения той системы, которую строил режим Кастро больше полувека. Наверное, она бы эволюционировала во что-то более открытое и раньше, если бы не два фактора. Первый, это островное положение Кубы, отсутствие прямого контакта с другими государствами. У двух поколений кубинцев, родившихся после революции, просто не было возможности видеть мир иными глазами, кроме как через официальную пропаганду. Второй – сугубо субъективный, это личность Фиделя. Но технологический прогресс, в первую очередь, интернет, сводит на нет первый фактор, а неумолимое время – второй. Как бы ни хотелось того Зюганову и компании, но сегодня все мы наблюдаем эпилог “кубинской саги”.

Очень сомнительно, что кубинский социализм переживет своих создателей. Скорее всего, после ухода братьев Кастро, политическая элита начнет довольно быстрым темпом проводить либерализацию экономики, стараясь не выпустить из рук власть – опыт горбачевской “перестройки” здесь усвоили. Но насколько удастся это, зависит от того, смогут ли сыновья и внуки революционеров сохранить внутреннее единство.

Трудно представить, после поездок по острову, что Кубу даже после либерализации ждет экономическое процветание: страна объективно бедна, нынешний уровень населения для нее избыточен, придется “сбрасывать” через либерализацию эмиграции. Но оживить некоторые сектора экономики можно. В первую очередь, открыв сферу туризма для иностранных инвестиций. Народ потянется – пляжи, солнце, ром и дешевый секс. Останется добавить к этому казино, и процветание отдельным районам страны, секторам экономики и слоям общества будет гарантировано. Вопрос только, зачем надо было устраивать революцию и свергать Батиста – ведь всего этого при нем было.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена