Булат Абилов: “Где начинаются “преемники”, там заканчивается государственность”

Сопредседатель ОСДП “АЗАТ” - о социальных угрозах, политических тупиках и историческом беспамятстве

— Булат Мукишевич, минувшее лето отнюдь не ознаменовалось политическим затишьем. При этом некоторые новости – особенно с запада страны – иногда походили на вести с фронта. Как вы это объясняете?

— Механикам хорошо знакомо понятие “усталость металла” — когда казавшийся прочным агрегат вдруг начинает буквально рассыпаться на части. Так и у нас – власти довели Казахстан до того предела, когда перед страной одновременно возникло небывалое ранее количество вызовов и угроз.

Три месяца продолжается беспрецедентная забастовка нефтяников Мангистау. Несмотря на все усилия силовых структур, по-прежнему поднимают головы последователи религиозных организаций в Актобе и Атырау. В Алматы вновь резко обострилась ситуация вокруг Шанырака и других подобных микрорайонов. На возобновление сносов своих домов люди недавно ответили попыткой настоящего штурма городского акимата. И такие же горячие точки множатся и накаляются по всей стране…

Такова расплата за подмену власти государственных институтов властью одного человека и его ставленников, за многолетнее игнорирование самых насущных проблем казахстанцев, за несправедливость, несвободу, ложь, произвол, безудержное разграбление общенародных богатств правящей верхушкой и всякого рода проходимцами! В истории страны, как и в жизни каждого человека, всегда наступает момент, когда приходится сполна платить по счетам. Я думаю, это время приближается.

— Тем не менее, нефтяники Мангистау бастовали и раньше – но в итоге все же как-то договаривались и относительно быстро возобновляли работу. Почему, по-вашему, на этот раз они уже три месяца буквально стоят насмерть?

— Официальные СМИ порой намекают, что в забастовку нефтяников якобы “подливают масла” представители демократической оппозиции. Я на это так отвечу – никто столько не сделал для перерастания трудового спора в острый социально-политический конфликт, как сама нынешняя власть! Люди видят, что их государство, которому они платят налоги, игнорирует их, выступая полностью на стороне работодателей. Что политика власти этого государства состоит в том, чтобы всячески эксплуатировать, обманывать, обворовывать своих сограждан, регулярно недоплачивать им, выдавая за повышение зарплат и пенсий тут же съедаемые инфляцией жалкие подачки! Люди снова и снова убеждаются, что эта власть не желает их слушать, отторгает всякие компромиссы и здравый смысл, уповает лишь на грубую силу!

Единственной естественной реакцией на все это может быть только чувство возмущения и протеста – которое постепенно становится все более осознанным, побуждает задуматься о том, в каком государстве мы живем. Так поначалу стихийное отстаивание своих прав переходит в гражданские убеждения, принимает политический характер. По опыту своих многочисленных встреч в Мангистау я скажу вам – огромная часть бастующих это уже не отчаявшиеся люди или те, кто ждет подачек от власти. Это борцы за новый Казахстан! И так по всей стране.

— Недавно ОСДП “АЗАТ” обратилась к Президенту с предложением создать Республиканскую согласительную комиссию по проблемам бастующих нефтяников. Вы верите в то, что эти вопросы действительно выйдут на общегосударственный уровень?

— Хотелось бы верить, что, если власть не беспокоят проблемы ее сограждан, то она начнет руководствоваться хотя бы инстинктом самосохранения. Путь тупой силы, давления, репрессий заведомо бесперспективен и гибелен для тех, кто инициирует и осуществляет такую политику! Мы видим, как действует эта власть в отношении активистов бастующих Натальи Соколовой и Акжаната Аминова, общественного деятеля Жанболата Мамая, правозащитников Айнура Курманова и Есенбека Уктешбаева. Уже несколько лет находятся в заключении Евгений Жовтис и Рамазан Есергепов. И что, разве эти люди отказались от своих убеждений? Совсем наоборот – они ощутили свою правоту, обрели новые стимулы продолжать свою гражданскую миссию! Сколько работы было у правоохранительных органов в Актау, Актобе, Алматы – но если в Акорде считают, что им удалось запугать бастующих нефтяников, ваххабитов, жителей “шаныраков”, они жестоко ошибаются…

Поэтому – только согласие, только компромисс, только планомерное решение проблем людей и обеспечение их достойной жизни!

— Наверное, все эти события должны стать предметным уроком для власти на будущее…

— Обязательно! Почему никто не несет никакой реальной ответственности за созданную в Актобе атмосферу страха? Почему стало возможным, что под влиянием слухов о возможных терактах жители Актау первого сентября боялись отправлять своих детей на школьные линейки? Куда смотрят МВД, КНБ, запрашивающие на свое содержание все больше средств? Чем занимались акиматы, Совет безопасности?

До каких пор силовые структуры будут считать своей приоритетной задачей борьбу с демократической оппозицией – при этом игнорируя настоящие опасности, исходящие совсем с другой стороны? Кто вообще автор такой, гибельной для государства политической линии?

Почему эти ваххабиты, парни 20-25 лет, не пошли за партией “Нур Отан”, а предпочли путь религиозной ортодоксии?

До каких пор государство будет безучастно наблюдать за разрушением аулов и сёл, которое побуждает людей бежать в города – пополняя ряды безработных, криминала, а также тех, кого власти потом назовут “самозахватчиками земли”?

Таких вопросов к руководству страны множество, по всем сферам нашей жизни. Глава государств, открывая на днях последнюю сессию парламента, предпочел обойти все эти темы молчанием. “Нуротановский” парламент ни разу к ним не обратился. Чиновники “партии власти” любят говорить по телевизору о своих встречах с населением, почему же они, как огня, боятся любых контактов с бастующими нефтяниками? А потом удивляются, что в Мангистау сотнями сжигают партбилеты “Нур Отана”…

При этом, как бы власть ни изворачивалась, культа ответы на возникающие вопросы ей все равно придется давать.

— Вы говорите о гибели аулов – колыбели нашей истории, культуры, традиций. Не потому ли у нас стало так плохо, в том числе, с исторической памятью?

— Согласен с вами. При этом особенно острой проблемой стало конъюнктурное отношение власти к отечественной истории, насаждение крайне вредного для страны личности.

Приведу один пример. 2011 год ознаменован 300-летием со дня рождения Абылай хана. Вы слышали, чтобы это событие широко отмечалось? Чтобы официальные СМИ посвятили ему обстоятельные публикации? Практически полное игнорирование! Впрочем, недавно мне встретилась пара “юбилейных” статей, где Абылай хан упоминался в двух предложениях, а все остальное являлось дифирамбами действующему президенту.

Представьте, до какой степени маразма доходит подобная “зачистка” памяти, если, например, в Шымкенте граждане были вынуждены выйти к акимату и требовать от власти отметить эту памятную дату хотя бы на уровне области, проявить элементарное уважение к родной истории!

В этой связи весьма показательны метаморфозы, происходящие с нашими денежными купюрами. Как известно, на них уже давно нет ни Абылай хана, ни Абулхаира, ни Абая, ни Курмангазы, ни Аль-Фараби, а их место заняли звери и птицы. Но при этом появились Акорда и рука Главы государства – похоже, вплотную подбираемся к его изображению. Чтобы потомки помнили, кто – единственный! — и впервые государственность дал, и границы установил.

Но в том-то и дело, что еще английский историк Карлейль говорил: “Страна, чья история не укоренена в сознании ее граждан, никогда не станет полноценным государством”. Боюсь, мы не исключение из этого правила.

— К слову, говоря о президенте, вспоминается, как много кривотолков породило сообщение о перенесенной им операции…

— Можно по-человечески посочувствовать президенту, если он действительно имеет проблемы со здоровьем. Но при этом граждане вправе знать всю правду о самочувствии первого лица государства! А что происходит у нас? Сначала пресс-служба сообщает, что президент находится в отпуске. Затем, под влиянием публикаций в немецкой прессе, вынужденно извещают, что он прошел плановое медицинское обследование. Потом выясняется, что оно было не такое уж и плановое…

Прозрачность в этих вопросах является обыденностью для абсолютного большинства стран мира. Тем более она должна являться нормой для нас – хотя бы потому, что при созданной системе власти любые недомолвки способны стать острейшим дестабилизирующим фактором. Я думаю, не случайно мы наблюдаем новую “войну компроматов” между властными группировками именно сейчас, на фоне слухов о пошатнувшемся здоровье президента.

Мы видели, что Глава государства решил развеять эти слухи, срочно предприняв ряд поездок по стране. Но и тут вышло довольно неуклюже. Снова какие-то помпезные программы, рекламирование незавершенных объектов. Между тем, президент не посчитал нужным заехать ни в Мангистау, ни в Актобе, ни в другие проблемные места – где его присутствие для людей сейчас, быть может, важнее всего.

В Алматы президента прокатили на метро. Получается, оно, наконец, достроено? Почему же простые алмаатинцы, задыхающиеся в автомобильных пробках, должны ждать возможности воспользоваться метрополитеном еще несколько месяцев? Почему даже развитие транспортной инфраструктуры, являющееся будничной обязанностью власти, обязательно нужно приурочивать к 20-летию независимости?

— Слухи о здоровье президента породили молву о его возможных преемниках. Что удивительно, на этот раз сама власть поддержала эту тему, озвучив устами советника Ертысбаева имя наиболее вероятного кандидата – Тимура Кулибаева. К чему бы это?

— Подобные информационные вбросы говорят о том, что правящая верхушка осознает всю неустойчивость созданной ею системы власти, чувствует ее исчерпанность — потому и стремится утешиться иллюзией сохранения своих ориентиров и понятий, не имеющих ничего общего с интересами народа.

Вместе с тем, я уже неоднократно говорил о глубокой порочности института преемников. Своего преемника может назначить глава семьи или, скажем, владелец частной фирмы, но никак не президент государства. Ведь государство – это, прежде всего, система договоренностей между властью и гражданами, наличие механизмов выражения воли общества, догмат законов, а не понятий. Словом, там, где начинаются всевозможные преемники, заканчивается государственность – по-другому не бывает!

Поэтому понятие преемников должно раз и навсегда уйти из нашей жизни. Будущий глава государства должен выбираться только в условиях реальной конкуренции кандидатов, на честных и прозрачных выборах!

— По сообщениям зарубежной прессы, владельцы компании ENRC возобновили попытки продать свои казахстанские активы. Не продиктованы ли подобные шаги предчувствием “конца системы”?

— Да, я тоже видел эти сообщения и считаю — связь здесь самая прямая. Возможно, Машкевич и компания информированы о состоянии здоровья президента значительно больше, чем это дозволено знать нашему обществу. Вот крысы и начинают бежать с корабля, стремясь напоследок обналичить казахстанские стратегические ресурсы.

Все это снова и снова подтверждает правоту нашей партии, когда мы требуем – вернуть предприятия “Евразийской группы”, “Казахмыса”, “Казцинка”, Митал стил в собственность государства ровно по той цене, которую заплатили ее нынешние владельцы в середине 1990-х годов! И ни одним тенге больше – ведь они и так на самых льготных условиях вывезли за рубеж сырья на десятки миллиардов долларов!

— Коль мы обратились к экономическим темам, как вы расцениваете недавние публикации сайта Викиликс о том, что создание Таможенного союза является политическим проектом России, призванном распространить ее гегемонию на страны СНГ?

— Обратите внимание – сколько бы власть ни отмахивалась от наших обращений, время всегда подтверждает обоснованность тревог, которые высказывают ОСДП “АЗАТ”, демократическая общественность. Так произошло и в данном случае.

Еще и еще раз подчеркиваю – подписав договор о создании Таможенного союза, Акорда взвалила на себя огромную историческую ответственность за будущее независимого Казахстана! При этом лучшим способом не допустить в будущем политической зависимости от России является создание действительно конкурентоспособной казахстанской экономики и политической системы.

Пока же ситуация крайне тревожная. Президент заявляет о значительном росте казахстанского экспорта в РФ и Беларусь. Но вы заметили, что в подобных рапортах никогда не называются объемы произведенной или вывозимой продукции, а только ее денежный эквивалент? Да просто дело в том, что весь этот прирост достигается лишь за счет роста сырьевых цен, а физические объемы иногда даже сокращаются!

Сегодня Казахстан завозит из России и Беларуси в два раза больше продукции, чем экспортирует в эти страны. Это ли не вызов нашему суверенитету, на который необходимо ответить, в том числе, путем эффективного развития малого и среднего бизнеса! Поэтому мы требуем — освободить МСБ от налогов сроком на 5 лет, резко сократить основания для лицензирования и всех видов проверок! Сколько можно терпеть ситуацию, когда в стране уже не осталось независимого бизнеса — сохранился лишь государственный, принадлежащий коррумпированным чиновникам!

Казахстан добывает 80 миллионов тонн нефти в год, но не может обеспечить себя бензином. Мы говорим — акционировать нефтеперерабатывающие предприятия на действительно прозрачной основе, лишить кормушки бензиновую мафию, все эти наросты паразитирующих посредников!

До каких пор мы будем смиряться с положением, когда огромная нефтедобывающая страна Казахстан занимает лишь 100-е место в мире по качеству производимого бензина? При этом весь 96-й бензин и авиакеросин мы вынуждены завозить! Правительство говорит о том, что на модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов потребуется еще 5 лет. Необходимо жестко спросить с него — почему эта работа не проделана в предыдущие 20 лет, почему стратегические предприятия доведены до такой разрухи?

Необходимо повысить казахстанские нефтяные экспортные пошлины до уровня установленных в России — с 40 долларов до 440! Раз мы решили интегрироваться, хватит создавать заповедники для наших нефтяных компаний и оберегать их сверхдоходы!

Фонд “Самрук Казына” имеет 400 дочерних компаний – которые, как и головная организация, эффективны лишь в деле увода и распила бюджетных средств. Наша партия настаивает – ликвидировать ФНБ “Самрук Казына” со всеми его структурами! Упразднить АО “КазМунайГаз” — компанию, которая неэффективно распоряжается национальным нефтяным богатством, транжирит огромные государственные средства, своей политикой способствует усилению социальной напряженности! А большую часть добываемой этой компанией нефти направить на внутренний рынок, обеспечив её глубокую переработку и тем самым снизив цены на ГСМ.

Что же касается самого пребывания в Таможенном союзе, необходимо еще раз, крайне тщательно, взвесить и обнародовать все аргументы “за” и “против”! Разве не является поводом для раздумий, например, то, что Украина, имея вполне конкурентоспособную по меркам СНГ экономику, категорически отказывается последовать нашему примеру?

Таковы лишь некоторые экономические предложения ОСДП “АЗАТ”, которые, вместе с нашими политическими требованиями, призваны создать новый Казахстан — граждане которого, перефразируя поэта, будут жить, “чувствуя под собой страну”.

— Вы упомянули прозвучавшее 1 сентября выступление Главы государства на открытии очередной сессии парламента. Как вы его оцениваете?

— Скажу откровенно, это выступление произвело на меня удручающее впечатление. Буквально каждое слово в нем — свидетельство того, что нынешняя система власти безнадежно отстала от времени, она стала бесполезна, бессильна, неэффективна. У нее нет никаких рычагов, чтобы надежно контролировать ситуацию, догонять тот самый “бурлящий мир”, на который сетует президент.

В этой ситуации для власти остается одно — продолжать закручивать гайки. Не случайно Глава государства заговорил о необходимости пересмотреть принципы гуманизации уголовного законодательства, вернуть уголовно-исполнительную систему во владение МВД. Этот отказ даже от тех немногих либеральных подвижек, которые до сих пор существовали, внушает большую тревогу. Ведь и так в глазах казахстанцев правоохранительная система стала ассоциироваться с неоправданной и бездумной жестокостью, а автомат – заменять судебное разбирательство. Для власти стало гораздо легче переступить через понятие убийства – будь то уничтожение подозреваемых в причастности к ваххабитам в Актобе, Атырау, бежавших заключенных в Мангистау и Балхаше – чем попытаться разобраться в происходящем. Есть от чего задуматься даже самым законопослушным гражданам!

Думаю, именно сегодня история дает Нурсултану Назарбаеву еще один шанс. Поэтому я говорю снова и снова — ему необходимо выйти из рядов партии “Нур Отан”, удалиться от всех кланов и группировок. Он должен заявить о невыдвижении своей кандидатуры на президентских выборах 2016 года и начать готовить страну к “постназарбаевской” эпохе.

Казахстан больше не может жить по Конституции, принятой в кардинально иных условиях 1995 года! При этом гласную работу по составлению нового Основного закона Акорда должна начать уже сейчас – предусмотреть ограничение полномочий президента, их сбалансирование с другими ветвями власти, создать все необходимые механизмы для развития конкурентной политической системы и проведения честных выборов. А в качестве первого шага – обеспечить честность и прозрачность предстоящих выборов в Мажилис!

Только в этом случае у нас начнутся изменения к лучшему. А пока мы видим, что президент и не способен обеспечить развитие страны, и не может покинуть свой пост для того, чтобы это сделал кто-то другой. Долго ли шестнадцать миллионов казахстанцев смогут оставаться заложниками в этой исторической ловушке?

“Общественная позиция”, 7 сентября 2011 г.