“Терроризм, как и любая агрессия – стихийные бедствия,
взращенные зашедшей в тупик политикой”.
Леонид С. Сухоруков
“Какая страна – такие и теракты”, – прокомментировал Марат Шибутов, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества, террористические акции в республике. Его публичная лекция в КИПРе (Клуб Института политических решений) называлась “Терроризм в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее”. “Основные мировые центры силы в дестабилизации Казахстана совершенно не заинтересованы”, – подчеркнул г-н Шибутов. Поэтому все произошедшее имеет в первую очередь внутреннюю природу.
Эпиграфом к своей лекции Марат Шибутов поставил такую фразу: “Если бы теракт в Атырау планировал и исполнял Андерс Брейвик – для сотрудников акимата все сложилось бы иначе”. “Слабая техническая подготовка” – одна из особенностей местных террористов. Г-н Шибутов не разделяет версию о том, что самоподрыв террориста в Атырау – это посыл властям и демонстрация готовности к самопожертвованию. В мире сотни терактов заканчиваются подобным образом, когда исполнитель по ошибке задел не ту клемму. Случай с Бауржаном Султангалиевым лектор относит как раз к такому разряду.
С Маратом Шибутовым некоторые слушатели публичной лекции – Валихан Тулешов, Розани Исмаилова, Вячеслав Артемьев не согласились в том, что в стране вообще есть терроризм. Их оценки прозвучали в диапазоне от “терроризма как массового явления в Казахстане нет” до “терроризма в Казахстане не было, нет и не будет”. Например, почему в случае с последними взрывами не прозвучали никакие политические заявления. Г-н Шибутов на это сообщил, что самоподорвавшийся является одним из “недобитков” группы, ядро которой уже арестовано спецслужбами. Теракт в данном случае выступал в качестве мести за соратников. Эксперт не принял аргументации своих оппонентов. Он считает, что раз в стране есть теракты, погибшие и пострадавшие, осужденные за терроризм и пропаганду терроризма – значит и терроризм тоже имеется.
Лектор обратил внимание на угрозу “зубатовщины” в правоохранительных структурах. Это когда силовики уничтожают не всю сеть, а только часть, чтобы было кого ловить на следующий год и получать под это дело финансирование. Второе соображение такого поведения спецслужб заключается в том, что образовавшийся вакуум будут заполнять другие террористические группы, которые надо находить и ловить заново. Однако тот факт, что в установках казахстанских террористов подлежит ликвидации вся нынешняя правящая элита, вселяет в Марата Шибутова надежду на адекватную реакцию со стороны политического режима.
В свете складывающейся тенденции г-н Шибутов прогнозирует развитие терроризма в Казахстане по такому сценарию, где будут применяться компоненты из следующих тактик (по убыванию): дагестанская, чеченская, иракская, латиноамериканская.
Дагестанский тип. Метод – убийства сотрудников силовых органов и чиновников. Цель – парализация государственного аппарата. Готовность власти – нулевая. “Большинство чиновников и силовиков не скрываются, не умеют пользоваться оружием и не имеют охраны”, – обратил внимание докладчик.
Чеченский тип. Методы – взрывы жилых домов, нападения и взятие в заложники общественных зданий и находящихся там. Цель – паника среди населения. Готовность – нулевая. “Системы безопасности на местах нет”, – объяснил Марат Шибутов поставленную оценку.
Иракский тип. Метод – террорист-смертник на машине, взрывающий административные здания и иностранные посольства, а также представительства иностранных компаний. Цели – парализация государственного аппарата, запугивание инвесторов, международный скандал. Готовность – средняя. “Хотя имеется охрана, большинство зданий не готово отразить атаку смертника на машине, тем более смертника-посетителя”, – отметил лектор. Старое здание правительства в Алматы – это редкое исключение из общего правила хотя бы по своей архитектуре.
Латиноамериканский тип. Методы – похищения и убийства детей известных политиков и бизнесменов; массовые убийства людей. Цели – точечное давление на элиту; паника среди населения. Готовность – нулевая. “Молодые люди в золотистых “Бентли” передвигаются без охраны”, – поделился г-н Шибутов своими наблюдениями.
Лектор считает, что доминирующим в казахстанской версии терроризма будет дагестанский тип: “Они будут стараться не задевать население”. Вариант появления одиночек масштаба Андерса Брейвика он не рассматривает, исходя из параметров человеческих ресурсов вовлеченных в терроризм на местном поле.
Питательной средой для терроризма Марат Шибутов называет общую несбалансированность страны. Неравенство в доходах, социальная несправедливость, сломанные социальные лифты, плохое государственное управление, коррупция. Сама власть в отношении террористов ведет себя непоследовательно. “Власть не хочет признать, что у нас есть терроризм и как результат никто не хочет заниматься его причинами”, – отметил эксперт. Террористическую группу в Алматы назвали “криминальной” и на ее штурм вместо спецназа КНБ пошли полицейские структуры. Но если бандит себя гранатой вряд ли подорвет, то террорист запросто, что в южной столице и произошло. Если к технической подготовке отечественных террористов лектор относится скептически, то в тактическом отношении они по его оценке действуют грамотно.
У докладчика поинтересовались, почему в “доактюбинский период” террористов ждали с юга страны, а они проявились на западе. Г-н Шибутов указал на фактор традиционных структур. В районе Шымкента люди достаточно плотно вписаны во всевозможные патриархально-родовые и территориальные связи. Для проникновения экстремистских и террористических идей такие вещи создают определенную защитную “прокладку”. Западный Казахстан в этом отношении более свободный и кардинальные идеи приходят на менее занятую почву. “Террористы на Северном Кавказе – это главным образом те, кто выпал из традиционных институтов”, – обратил внимание лектор. С другой стороны, режим КТО (контртеррористическая операция) в России дает широкие полномочия спецслужбам и военным. В результате человека забирают ночью из дома, а потом возвращают в виде трупа и заявляют, что он был террористом. Потом родственники убитого идут мстить. Но если силы антитеррора урезаны в своих полномочиях, то не могут эффективно бороться с террористами. При любом раскладе нужны грамотные кадры, а это не так мало, как может показаться на первый взгляд.
По штатному расписанию террористами должен заниматься КНБ. Однако последние межведомственные разборки показывают, что “чекисты” даже против финполиции не тянут. В этой связи у лектора поинтересовались насчет потенциала данной спецслужбы. “У них достаточно ресурсов, чтобы мы сразу не упали в яму, но чтобы мы отошли от ямы – у них ресурсов нет”, – обрисовал ситуацию Марат Шибутов.
***
© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена

