«Увы — парламент распущен… Не потому это событие вызывает сожаление, что этого парламента сильно жаль… Сожаление в том, что этот факт показывает, насколько серьезна ситуация в стране, насколько сама власть не уверена в будущем»

Сетевой Казахстан. 16 ноября 2011г.

PULSANET.KZ. Ярослав РАЗУМОВ в публикации «Кто распустил казахстанский парламент» замечает: «Увы — парламент распущен…

Не потому это событие вызывает сожаление, что этого парламента сильно жаль. Не за что жалеть, это столь очевидно, что не стоит на этом даже останавливаться. Сожаление в том, что этот факт показывает, насколько серьезна ситуация в стране, насколько сама власть не уверена в будущем…

В любом случае, важно, чтобы власти не “пережали” с ужесточением внутренней политики, которое может санкционировать следующий парламент. Искушение велико, опять же — нервы, а деморализованное последними событиями общество в значительной мере может это поддержать. Чего бы не попробовать изменить не только декорации, но и суть системы?»

TIME.KZ. Ажар ИСМАИЛОВА в заметке «Недозаседавшиеся» пишет: «Вчера правительство продолжало заседать как ни в чем не бывало — без минуты молчания и слов скорби, будто не было в стране чудовищного теракта. Соболезнования Нурсултана НАЗАРБАЕВА близким погибших и растроганная реплика акима Жамбылской области Каната БОЗУМБАЕВА в блоге, что не в его власти объявлять 15 ноября днем траура, не стали сигналом для проявления каких-то эмоций министрами…».

Зарина АХМАТОВА беседует с главой СМК Муратом ТЕЛИБЕКОВЫМ — «Наряду с “джихадистами” можно ещё преследовать “хиджабистов” и “чалмистов”«.

«- В мире и в исламе такого течения, как “джихадизм”, нет. Ибо каждое течение сопровождается определенными ритуалами, идеологией и философией, в данном случае этого всего здесь нет. Нет никаких особых ритуалов, обычаев, традиций, это все равно, что мы сейчас выдумаем новые понятия — для того чтобы противостоять тем, кто носит хиджаб, — “хиджабизм”, тем, кто носит чалму, — “чалмизм”. Налицо такой дилетантский подход, для того чтобы как-то сформулировать свое отношение к данному явлению. Религиозные течения в исламе — это, к примеру, салафизм, ваххабизм, шиизм. Даже идеологию “Хизб-ут-Тахрира”, называющую себя партией, в некотором роде можно назвать исламским течением. У них есть свои ритуалы, философия, идеология. По отношению к “джихадизму” это неприменимо.

— Что, на ваш взгляд, имели в виду сотрудники прокуратуры, когда оперировали этим термином?

— Я думаю, прежде всего людей, которые склонны именно к вооруженным конфликтам, силовому противостоянию, массовому уничтожению мирного населения. И пытались сформулировать в рамках определенной теологии. Но это дилетантский подход. Видимо, “джихадизм” придумали, ориентируясь на арабское слово “аль Джихад” — преодоление…».

В публикации «Скованные одной целью» говорится: «На интернет-сайте Guljan.org появилась публикация “Ответ экс-председателя КНБ на статью журналиста Бендицкого”. В ней, в частности, говорится, что бывший председатель КНБ Амангельды ШАБДАРБАЕВ (на снимке) считает клеветническими сведения, изложенные журналистом газеты “Время” Геннадием БЕНДИЦКИМ в материале “Хоргосское дело: первая кровь”, а саму публикацию — заказом со стороны заинтересованных в этом деле сторон одной из силовых структур…

От редакции: Итак, г-жа Ергалиева уверяет, что редакция сайта располагает записью интервью экс-главы КНБ. Сам г-н Шабдарбаев эту информацию нам не подтвердил, но и не опроверг. В связи с этим мы считаем, что теперь у нас руки развязаны».

LITER.KZ. Серик МАЛЕЕВ в публикации «Сыновний и дочерний долг» сообщает: «Этнокультурные группы, входящие в состав Ассамблеи народа Казахстана, помимо развития своих национальных традиций, культуры и языка вносят сегодня огромным вклад в развитие экономики, выступая в качестве соединительного межгосударственного моста, что создает новые возможности для нашей страны.

Инновационно-индустриальная программа, заявленная главой нашего государства, благодаря предпринимателям самых разных национальностей, проживающим в нашей стране, получает новое насыщение. Заявленные и осуществляемые ими проекты ведут к притоку в Казахстан дополнительных инвестиций из-за рубежа: из Германии, Южной Кореи, Турции, России. Об этом и о многом другом шел разговор на Форуме социальной ответственности Ассамблеи народа Казахстана, проходившем на прошлой неделе в Астане…

Форум закончил свою работу подписанием трехстороннего меморандума между Министерством индустрии и новых технологий, Ассамблеей народа Казахстана и Ассоциацией предпринимателей ассамблеи, согласно которому министерство и ассоциация готовы оказывать поддержку предпринимателям, представившим проекты в АНК. Причем данный меморандум можно рассматривать как значительный прорыв в работе ассамблеи, позволяющий данной организации выйти на новые высоты. Созданная по инициативе главы нашего государства ассамблея отныне не только способствует сохранению языка и национальных традиций различных этнических групп, но и предоставляет широкие возможности для раскрытия бизнес-потенциала всех граждан Казахстана, независимо от их этнической принадлежности«.

В заметке «Все средства хороши» говорится: «Вчера антикоррупционные форумы, инициированные партией “Нур Отан”, прошли в Алматы, Актобе и Павлодаре.

Именно такие встречи все чаще становятся площадкой для генерирования новых идей в сфере борьбы со взяточничеством.

Так, в Павлодаре участники областного форума предложили законодательно ввести административную ответственность за умалчивание о коррупционных фактах. Партийцы выступают против позиции большинства “моя хата с краю, ничего не знаю”. По мнению специалистов, именно “круговая порука”, когда те или иные служащие знают о противоправных действиях своих коллег, но ничего не предпринимают против, и является одним из основных факторов “живучести” коррупции в трудовых коллективах…

А по мнению заместителя председателя комитета партийного контроля НДП “Нур Отан” Болата Искакова, сейчас как никогда в борьбе с коррупцией необходимо проявление активности всего гражданского общества, потому что без поддержки населения в этом вопросе нельзя добиться положительного результата.

В завершение форума его участники выступили с идеей о проведении республиканского антикоррупционного форума«.

MK.KZ. В публикации «Хочешь молиться на работе – уходи с госслужбы» говорится: «Публикуем официальное письмо из Агентства по делам религий…

– Относительно совершения намаза депутатами парламента РК разъясняем, что каждый гражданин вправе придерживаться религиозных убеждений, удовлетворять свои духовные потребности, при этом обязан исполнять требования действующего законодательства. Статья 7 Закона устанавливает места для совершения религиозных обрядов и церемоний.

Контроль в государственных учреждениях за исполнением закона и других нормативных правовых актов возложен на руководителей всех уровней. Закон РК «О государственной службе» обязывает государственного служащего исполнять требования Конституции и законов РК, в случае невозможности исполнения взятых на себя обязательств он имеет право покинуть государственную службу».

Николай ЛАРИН в статье «Оракулы» отмечает: «Вот приедет – бай ли, барин ли, всё едино – он-то нас рассудит. Это у нас в крови: ждать милостей от кого-то или чего-то. Но если у Некрасова «барин всё не едет», то к нам их в первое время после обретения независимости понаехала тьма-тьмущая. Потому что смутное время позволяет не только ловить рыбку в мутной воде, но и рыбкой торговать.

Это как в анекдоте: «После первой рюмки кажется, что твоего телефонного звонка ждёт полчеловечества». В жизни же, особенно демократической, после первого глотка свободы мерещится, что только ты способен вразумить бестолковую половину человечества. Часть которой, по мнению глотнувшего, проживает именно в Казахстане…

Дают, но при этом непременно учат жизни. Потому что у оракулов одна забота – советовать, предостерегать, настоятельно рекомендовать. Это вообще свойство многих благодетелей: не просто помочь материально, но и наставить на путь истинный. Из доброго дядюшки превратиться в оракула, чьё суждение не подвергается сомнению и является истиной в последней инстанции. Таковыми были «добрые дядюшки» во все времена«.

EXPRESS-K.KZ. Рустем ОМАРОВ в заметке «Синдром камикадзе» пишет: «События в Таразе показали, что у экстремизма нет границ. Психолог Аскар Саитов уверен, что подобное явление может быть не только политической и уголовной проблемой, но и медицинской. В основе «обработки» смертников кроется… наука.

– Смертники проходят «курс» мощной психологической обработки, – говорит Аскар Саитов. – Цель их инструкторов, судя по конечным результатам, – довести человека до критичного уровня фанатичности».

Александр КАМИНСКИЙ в материале «Гвозди бы делать из этих детей» отмечает: «Благодаря молниеносной «оптимизации» и приватизации система дошкольного образования в Казахстане была разгромлена. В 1991 году в стране насчитывался 8 881 детский сад. На начало 2000 года сеть садиков сократилась до 1 144 – почти в 8 раз! Надо полагать, государство решило полностью «завязать» с деторождением, сосредоточившись на более важных задачах. Лишь 13,5 процента детей, по самым оптимистическим данным, могли тогда, в начале нулевых, посещать дошкольные учреждения.

И вот в 2000 году произошел разворот на 180 градусов: была принята Государственная программа образования на 2000–2005 годы. С той поры открыто 5 302 дошкольных организации. Однако на утраченные позиции мы не вернулись даже близко, поскольку в числе вновь открытых было лишь 1 117 детских садов. Остальные 4 185 – дошкольные мини-центры. Под этим понятием, выручающим нашу статистику, подразумеваются небольшие группки малышей, собранных в какой-нибудь трехкомнатной квартире на 7-м этаже под надзором «оптимизированного» дошкольного воспитателя. В советское время такое никому не могло бы и в голову прийти.

Потом была разработана программа «Балапан» на 2010–2014 годы. Поставлена задача до 2015 года обеспечить дошкольным воспитанием и образованием 70 процентов детей дошкольного возраста и стопроцентно охватить детей 5–6-летнего возраста предшкольной подготовкой».

IA-CENTR.RU. Андрей КАРПОВ в заметке «Казахстан-2011: слухи нашего городка» замечает: «Главная новость дня – это информация, пришедшая из московских источников, о том, что Карим Масимов станет руководителем наднациональных структур Единого экономического пространства.

Этот слух многие эксперты оценили как вполне вероятный, поскольку место Казахстана в новой модели евразийской интеграции должно быть сопоставимым, а не подчиненным по отношению к России. По сути дела, это пост, аналогичный должности еврокомиссара по делам интеграции, и получается, что Масимов вслед за Таиром Мансуровым, становится «родоначальником» новой, евразийской, бюрократии.

Впрочем, в полном соответствие с законами диалектики, это означает его уход с премьерского поста, а это в свою очередь, может привести к обострению внутриэлитной борьбы в РК«.

NOVGAZ.COM. Аркадий ДУБНОВ, обозреватель “Московских новостей”, в статье «Помочь Обаме» отмечает: «Никто не знает, когда президент США решится, наконец, увидеть красавицу Астану, чтобы непременно быть ею потрясенным (кто ж в этом сомневается!). Но точно известно, что его потрясение может оказаться безмерным, если он обнаружит, что прибыл в страну с однопартийным парламентом. Ладно, этого сам себе не простит главный американский демократ. Страшнее другое: что скажут его противники – республиканцы… Даже не представить себе. В Астане, судя по всему, это понимают и не хотят ставить Обаму в ложное положение.

Одним словом, час истины настал. Надо спешить покончить с этим позорным мажилисом…

Интересной представляется и гипотеза одного из осведомленных внешних наблюдателей за происходящим ныне в Казахстане. Он считает, что в Акорде постараются ввести в будущий состав нижней палаты больше представителей западных регионов страны, чтобы сбить накал нарастающих там в последнее время сепаратистских настроений…

Итак, президент Назарбаев, обновив свою президентскую легитимность на выборах весной этого года оглушительной победой в 95 процентов, вполне логично стремится утвердить новую легитимность и законодательной власти. Это позволит ему на законных основаниях распустить нынешнее правительство, сменить теряющего поддержку среди элит премьер-министра Карима Масимова, убив при этом одновременно двух зайцев. Кандидатура Масимова может быть предложена в качестве казахстанской альтернативы на пост главы комиссии Таможенного союза, фактически его будущего премьер-министра…

После проведения парламентских выборов Назарбаев сможет позволить себе удовлетворить просьбу об отставке главы своей администрации Аслана Мусина, который, как утверждают сведущие люди, уже давно просит вернуть его снова руководить своим родным регионом в Атырау. Как раз туда, где сейчас требуется сильная рука…

А на его место может быть назначен доверенный елбасы человек, сумеющий стать верным лоцманом Акорды в предстоящие трудные времена возможного транзита власти в Казахстане. Среди имен, которые звучат в этой связи, называют главу КНБ Нуртая Абыкаева, акима Алма-Аты Ахметжана Есимова и акима Мангистауской области Крымбека Кушербаева«.

DIALOG.KZ. Сакен КУРМАНГАЛИЕВ, Анатолий НЕСТЕРЕНКО в статье «Погружение в Могулистан» отмечают: «Будущее уже наступило. Фальшивая госполитика привела к созданию ненастоящего государства. В нем нет поддержки народных масс, нет решения языковой проблемы на основе консенсуса, нет вовлечения общества в ключевые вопросы жизнеобеспечения Казахстана. Кровавые события в Актобе, Атырау и Таразе – это действия авангарда поколения в тюбетейках, которое выросло в эпоху независимости. Они создают мейн-стрим, противоположный всем тем процессам и тенденциям, которые создали современный Казахстан…

Конфликты произойдут главным образом на смене систем, когда наследие ЦК-овского Казахстана будет сминаться поколением в тюбетейках. Евразийский союз постназарбаевскую государственность Казахстана не спасет – поздно. “Болашак”, “сетевые клубы” – это есть и будет, но данный тренд не является определяющим. Модернизаторы будут обязательно исламские. Тем более что исторический опыт показывает: в восточных исламских странах светский характер государства, страны и общества не приживается.

Наблюдаемая тенденция совпадает с “арабской весной”, только в местной версии. Население разделит взгляды новых адептов достаточно органично. Резкое внедрение казахского языка репрессивными методами приведет к тому, что тематика Халифат или Могулистан станет сугубо внутриказахским узким вопросом (перевербализация проблемы). Остальные – вопрос самосохранения (уехать и не связываться?). Игра, где оказаться “вне игры” – гораздо лучше, чем участвовать в таком мейн-стриме«.

SPIK.KZ. Ербол ЖУМАГУЛОВ в материале «От “Рэкетиров” к “Солнечным дням”» пишет: «Не поминая сентенцию Ильича о важнейшем из искусств, заметим: “Кино – это наиболее выразительный символ успешности, общественного положения и независимости. Не существует другого вида деятельности, который был бы выше кинобизнеса по уровню элитарности. Власть дороже денег, но слава дороже власти, ибо слава – ее суть. Когда есть и деньги, и власть, наступает черед славы. Проще говоря, кино – самый ликвидный продукт кинобизнеса. За него надо платить, он очень дорог, но он стоит того. Исходя из этого, в наше время много желающих людей и компаний, которые готовы финансировать авторские кинопроекты”.

Сия цитата, взятая из европейских кинофондов, касается и отдельно взятой личности, и государства, и даже континентов (ведь судим же мы об азиатском кино сквозь призму высоких побед Ким Ки Дука). Иными словами, цель “Казахфильма”, продюсеров, режиссеров и актеров – слава. Настоящая, полноценная, весомая. Не ценный так или иначе “Особый взгляд”, а завоевание гран-при или приза “за лучшую режиссуру” в основной номинации, чего не было, нет, и Бог весть когда будет. Особенно если мы будем и дальше соревноваться с Голливудом в блокбастерах и мертворожденных супергероях. Только так мы сможем утвердить себя как нацию в мировом сообществе с позиции интеллекта, а не дешевых недр, второсортной рабочей силы и легкого бабла. Поиск новых киноязыков, осмысление актуальных проблем современности, поиск себя и своей сути во вненациональном контексте: именно этим занимаются люди, для которых кино – высокое искусство, а не бизнес«.

BETTER.KZ. Сергей АБАКШИН в материале «Храпунов и серная кислота» сообщает: «Беглый экс-аким Алматы Виктор Храпунов продолжает свой цикл сказок на телеканале “К+”. На этот раз он решил подведать народу о том, как он героически защищал жителей Усть-Каменогорска от выбросов “Казцинка”. В своих рассказах он выглядит просто героем из сказания. Он утверждает, что он якобы заставил завод, который якобы принадлежит самому президенту, установить оборудование по очистке газов. Вся проблема этого рассказа о героических свершениях состоит в том, что фактами этот рассказ не подтверждается…

Итак, что бы Храпунов не сказал, все получается преувеличение и ложь. Никакой установки он не требовал строить, поскольку решение об этом было принято тогда, когда Храпунов думал, как нажиться на погоревшем аэропорту в Алматы. Никаких “семи цистерн” кислоты с “Казцинка” не улетало, и вообще все эти героические подвиги Храпунова по защите жителей Усть-Каменогорска от “Казцинка” оказываются полностью придуманными«.

AZATTYQ.ORG. Мадина МАМЫРХАНОВА, Асем ТОКАЕВА в материале «Второе уголовное дело против Мухтара Джакишева дошло до суда» сообщают: «В Астане началось предварительное слушание по второму уголовному делу бывшего топ-менеджера Мухтара Джакишева. На суд не впустили ни журналистов, ни его жену Жамилю Джакишеву. Адвокат объявила отвод суду, но ее ходатайство не было принято».

NEWSKAZ.RU публикует интервью с председателем Союза журналистов Казахстана Сейтказы МАТАЕВЫМ — «Единственный способ контролировать Интернет – отключить электроэнергию«.

«- У нас есть закон о СМИ, с помощью которого средства массовой информации регулируются государством. Есть также закон о связи и информации и третий закон готовится о телерадиовещании, где, в общем, в законодательном порядке государство регулирует прессу. В принципе, я думаю это нормально, каждое государство должно регулировать эти вопросы. Вот в Америке нет закона о СМИ, у них объявлено, что все СМИ свободны, но во многих демократических странах есть закон о СМИ. Я думаю, это нормально и практически все казахстанские СМИ следуют закону о средствах массовой информации.

Есть ли необходимость регулирования Интернета в целом или медийных проектов, работающих в этом секторе? Возможно ли это, в принципе?

В нашей стране пытаются это сделать, но это очень трудная задача, неподъемная. Контроль над Интернетом практически невозможен. Единственный способ контролировать Интернет – это отключить электроэнергию по всему Казахстану. Во власти просто некоторые чиновники не понимают, что регулировать Интернет очень сложно. Но то, что касается экстремистских сайтов, что касается порнографии, детской преступности это, конечно, государство должно контролировать, чтобы не имело распространение, в этом отношении я поддерживаю государство».

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена