Люди и события года

Прошел год. Его события выдались неоднозначными, а значит и итоги соответствующие. Чем он нам запомнился? Чью фамилию можно заносить в анналы истории уходящего года?

Блондинка года или Иногда лучше молчать, чем говорить

Предчувствуя, что в 2011 году выборы не ограничатся лишь президентским форматом, Бахыт Сыздыкова на протяжении практически всех 365 дней демонстрировала неустанную деятельность. От ее внимания не ускользнула практически ни одна проблема – от нехватки жилья до проблем молодежи. При этом экс-депутат пыталась одновременно соответствовать имиджу блондинки не только визуально, но и вербально. Получилась эдакая смесь неординарности Сары Пэйлин и образа Юлии Тимошенко. И надо признать, что ей удалось хоть немного, но придать краски серому и скучному парламенту прошлого созыва. Может быть поэтому она очень часто не находила понимания теперь уже у бывших коллег.

Но видимо Бахыт Ахметовна настолько вжилась в роль блондинки, что свой карьерный “час Х” она собственноручно обнулила. И вместо всеобщего одобрямс инициативе о самороспуске она как всегда сказала, о чем думала. Как итог – она оказалась за бортом нуротановского списка. Тем самым своим примером она показала, что в казахстанской политике по-прежнему лучше молчать, чем говорить

Мавр сделал свое дело, мавр может уходить или Возвращение “блудного сына”

В 2011 году в официальную политику вернулся Алихан Байменов. Вернулся не триумфально, но всё же вернулся (а как любят говорить политики – цель оправдывает средства). Единственно, о чем он, наверняка, сожалеет так это о потерянных десяти годах. Ведь если бы тогда, в далеком 2001 году он не поддался эмоциям, то сейчас не стал бы разменивать свой имидж на скромную позицию председателя Агентства по делам государственной службы.

Но, так или иначе, вернувшись в свою новую-старую ипостась Алихан Мухамедьевич, развернул активную деятельность. Чувствуется, что человек соскучился по реальной работе. И с точки зрения эффективности, КПД г-на Байменова на госслужбе если и уступает его работе в Ак Жоле, то совсем не на много.

Но здесь важен другой момент. Возвращение Алихана Байменова в большую политику событие, конечно же, неоднозначное и противоречивое, но заслуживает внимания с точки зрения понимания тонкостей оппозиционной деятельности и твердости убеждений ее представителей.

Несостоявшийся концерт или Жалящий музыкант

В своих прогнозах на 2011 год эксперты и не предполагали, что певец Стинг “отметится” в общественно-политической жизни Казахстана. Да и сам Гордон Мэтью Томас Самнер, наверное, и не предполагал, что станет увлекаться политикой такой далекой для него страны как Казахстан.

Как бы то ни было отмена концерта, который легендарная рок-звезды планировала дать на юбилей столицы, стала неприятным уроком. И после такого конфуза, в казахстанской политике, впрочем, как и в отечественном шоу-бизнесе, может оформиться “синдром Стинга” – перед тем, как приглашать на концерты тех или иных звезд (вне зависимости от масштаба) у них будут заранее интересоваться их политическим кредо.

Рост популяции “сетевых хомячков” или Алло, мы ищем “Навальных”

2011 год может стать отправной точкой в популяции отечественных “сетевых хомячков”. Конечно же, собственных “Навальных” у нас пока не появилось, но голоса блогеров в этом году зазвучали увереннее и даже вроде к ним стали прислушиваться. Хотя пока еще не понятно кто кого “танцует”. Но главное, что в условиях минимальных возможностей самореализации, интернет в целом и блоги в частности, стали альтернативным инструментом самовыражения и даже в некотором смысле каналом социальной мобильности. Здесь нет “агашек”, а дружат не из-за кошелька родителей. Здесь все зависит от личных качеств – знаний и умений, и адекватности и интересности.

Многие “хомячки” своими постами, комментариями, твитами сами того не подозревая, формируют альтернативную повестку дня. И сегодня власть вынуждена считаться с их мнением. Но вопрос в другом – сможет ли гаджетное поколение, найти общий язык со своими согражданами, живущими суровыми реалиями текущего дня?

ЧП года, или Это когда-нибудь должно было произойти

Инцидент в Жанаозене изменил наши представления о реальности. И, к сожалению, она оказалась настораживающей, заставляющей задуматься о перспективах анонсированного светлого будущего. И честно говоря, это когда-нибудь должно было произойти, хотя и не такой ценой.

Будучи разбуженной из сладкого сна стабильности власть принялась активно отстаивать свою высшую ценность – стабильность. Но самое главное, что инстинкт самосохранения возобладал над самонапыщенностью. Чувствуя системную угрозу власть начала восстанавливать связь с народом. И порой это принимает довольно причудливые выражения (аким области отменяет запрет о курении на предприятии, рабочим впервые выдается 13-я зарплата).

Другой вопрос — воспримет ли государство произошедшие события как сигнал к осознанию безотлагательности перемен или же использует их как повод для дальнейшего вмешательства во все сферы и усиления контролирования/регламентирования происходящих в стране процессов? По сути, от дилеммы – “закрутить гайки” или “открыть шлюзы” — зависят перспективы самой системы как таковой.

Юбилей года или Что же будет с Родиной и с нами?

Ушедший год был юбилейным – страна отмечала 20-летие Независимости. А юбилеи всегда приятны – произносятся высокопарные речи, лацканы костюмов украшаются юбилейными медалями, “пачками” открываются новые предприятия. И подобная помпезность 20-летия затмила другие события и не менее важные юбилеи — 300-летие Абылай-хана и 145-летие Алихана Букейханова. И если бы не отдельные представители нового поколения политиков, таких как Берик Абдыгали, Ерлан Карин, Айдос Сарым, то данные события вообще прошли бы незаметно.

Но в то же время юбилейный год для Казахстана выдался не совсем праздничным. Скорее наоборот. И хотя положение дел, конечно же, не критическое, но заставляет серьезно задуматься. Задуматься сколько не об успехах 20-летия независимости, сколько о дальнейших путях развития, или как бы сказал лирик — “что же будет с Родиной и с нами?”.

Игра на опережение или экстренное пополнение кредита доверия

2011 год также запомнится проведением сразу двух электоральных кампаний. И если президентские выборы стали политическим и электоральным закреплением за Нурсултаном Назарбаевым статуса Лидер нации, то парламентская избирательная кампания должна стать процедурой по формированию новой конфигурации партийного поля. Кроме того, на предстоящих парламентских выборах Нур Отан должен будет подтвердить статус правящей партии и нового центра во властной вертикали. И в этом контексте становится логичным нахождении Нурлана Нигматулина на посту первого зампреда партии, который по оценкам экспертов, выстроил в партии грамотный политменеджмент. Действуя технологично и основательно, г-н Нигматулин сумел заложить в Нур Отане все основы для того, чтобы партия могла стать реальным пультом управления страной.

Совместив два электоральных цикла в один год власть, тем самым, демонстрирует нацеленность продлить мандат своих полномочий. И с точки зрения интересов власти внеочередной формат обеих кампаний наиболее удобная процедура подтверждения своей легитимности. И самое главное – власть действует на шаг впереди своих оппонентов.

Теракты или Дед Мороз без бороды

В отечественных антитеррористических сводках глава “2011 год” станет отдельным и достаточно увесистым томом. При этом как-то неожиданно для самих себя мы обнаружили, что наши сограждане готовы взрывать себя и оружием устанавливать свои идеи. За уходящий год мы привыкли к понятиям “самоподрыв” и “теракт” которые по-прежнему звучат для нас зловеще и пугающе, но уже не режут слух и не вызывают растерянность. И, к сожалению, обелиски “погибшие при исполнении” пополнились новыми табличками.

Столкнувшись с новой угрозой власть, принялась в первую очередь демонстрировать, что любые попытки поставить под сомнение высшую ценность системы и основу ее легитимности — “Стабильный Казахстан” — будут расцениваться как посягательство на власть с соответствующими контрмерами. Но пока борьба с терроризмом пока выражается в силовых методах, без рассмотрения вопроса о мотивах террористов (по крайней мере, это понимание не транслируется на официальном уровне). От того пока нет четкого представления и понимания, как и чем “лечить” новую “болезнь” и пока все подозрительные закатываются катком государственной машины, но так “джихад” не остановишь.

Герой года или Подвиг простого полицейского

В уходящем году правоохранительные органы попали под мощный прессинг: с одной стороны, террористы, объявившие силовикам свою войну, с другой стороны, общественность, обвинявшая представителей правопорядка в некомпетентности. И подвиг Газиза Байтасова – это своеобразным ответом. По сути, этот геройский поступок может стать переломным моментом в общественном сознании. Ведь в государстве, которое по количеству тюремного населения на душу населения занимает 17-е место в мире, уровень доверии по линии “силовики-общество” по определению не может быть высоким.

Простой майор дорожной полиции своим примером показал, что не все так безнадежно в правоохранительной сфере, что есть еще профессионалы, люди которые готовы совершить геройский поступок и не ради очередного звания и не за взятку, а во благо нашего с вами спокойствия.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена