Делаем ставки, господа!

Выборы прошли. Наступили будни. Не такие интересные, как в избирательную кампанию, но и не такие серые, как в период однопартийного парламента. Околополитическая тусовка, занимавшая себя угадайкой “Кто будет второй партией?” теперь увлечена другой национальной забавой — “Угадай премьер-министра”. И пусть каждый раз главный “сценарист” назначает главу кабинета министров назло и вопреки всем прогнозам, тем не менее, стремление быть причастным к большой политике в наших людях неискоренимо. Заглянуть за занавес развернувшегося спектакля попытаемся и мы. А, вы господа, делайте свои ставки.

***

Если прошлый кризис пришел как-то неожиданно, что даже сам премьер долгое время заклинал всех и вся “Кризиса нет”, то сейчас наоборот, государственные мужи разного калибра и рангов, с маленьких и больших трибун неустанно твердят новую мантру “Кризис будет”. Соответственно претендент должен быть, прежде всего, кризис-менеджером. Руководствуясь этим критерием, попробуем составить список возможных кандидатов на пост главы кабинета министров.

Возвращение с луны или Разбор полетов

На первом месте нашего условного рейтинга, конечно же, Карим Масимов снискавший лавры “Цифровой премьер”. Эпитет заслуженный – ему первому удалось окончательно перевести работу исполнительных органов в виртуальное пространство. Утомительные поездки по регионам, скучные и прямые встречи на местах теперь заменяет “цифра”. Новый формат работы правительства Масимова позволяет ее членам экономить драгоценное время для исполнения своих непосредственных функциональных обязанностей – назначать, проводить совещания, работать с населением в он-лайн режиме.

Такой нестандартный поход в работе, умение преподнести себя и свою работу в лучшем свете стали теми причинами, которыми можно объяснить долгожительство г-на Масимова в качестве премьер-министра. Этими же причинами можно обосновать возможное продление его премьерских полномочий. И, по сути, кризис (даже если он и будет) повышает ценность Карима Кажимукановича именно как премьер-министра. Единственный его минус – каким бы хорошим премьером он не был Масимов, но как сказал советник Ертысбаев при назначении премьера “фактор Жанаозена будет решающим”. Он же на вопрос о тех, кто, недобросовестно относя к своим обязанностям весьма казуистически ответил: “Есть администрация президента, которая ведет политический менеджмент в стране, и есть правительство, которое осуществляет экономический менеджмент. Поэтому есть конкретные субъекты, с которых можно и нужно спрашивать в этой ситуации”.

Передовик производства или Караганда Forever

Серик Ахметов всегда был в числе перспективных политиков. И хотя после переезда в 2009 году из Астаны в шахтерскую столицу многие и заговорили о закате звезды тогдашнего заместителя премьер-министра. Ведь исходя из сложившейся практики, назначение в регион – это либо ссылка, либо обкатка для дальнейшего карьерного роста. Но, учитывая реноме Ахметова, его личные и профессиональные качества можно говорить, что его назначение на пост акима Карагандинской области скорее было сделано с прицелом для “выстрела”.

При этом сам г-н Ахметов расценивая новую должность как шанс, развернул активную деятельность. В первую очередь, уловив мейнстрим, Серик Ныгметович сосредоточился на индустриализации – открытии новых производств, диверсификации экономики области и т.д. При этом, не забывая об информационном сопровождении своей деятельности (прежде всего на республиканском пространстве). В актив Ахметов-акима можно также записать и тот факт, что в доверенной ему области не было зафиксировано социальной протестности – забастовок шахтеров Казахмыса и АрселорМитталТемиртау. Помимо всего прочего ему удалось дистанцироваться от внутриэлитных интрижек и междоусобиц, по крайней мере, он не был замечен в открытых противостояниях.

Поэтому опыт работы, стиль и потенциал Серика Ныгметовича позволяет расценивать его фигуру как возможного премьер-министра. Да и потом акимат Карагандинской области всегда был стартовой площадкой для попадания в премьер-лигу (пример Нурлана Нигматулина тому наглядное подтверждение). Да и судя по доходящим из Караганды сигналам, команда Ахметова уже “сидит на чемоданах”.

Молодо не зелено или Имидж все

В раскладах возможных преемников Масимова стабильное место занимает Асет Исекешев. Поэтому обойти стороной нынешнего заместителя главы правительства и по совместительству министра индустрии и новых технологий, мы не можем. Приведем лишь очевидные аргументы, которыми могут руководствоваться при принятии решения о принятии г-на Исекешева в конституционную пятерку.

Ну, во-первых, именно г-н Исекешев непосредственно ответственен за реализацию программы форсированного индустриально-инновационного развития страны. С его приходом десятками стали запускаться заводы, сотнями открываться производства, рапортоваться о тысячах новых рабочих местах… Одним словом всё как всегда, только теперь с ремаркой “в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития”.

Во-вторых, Асет Орентаевич может стать премьером хотя бы, потому что в правительственном “табеле о рангах” стоит первым на очереди. И вполне возможно, что г-н Исекешев на посту заместителя премьер-министра изначально готовился на замену Масимова

В-третьих, становление как государственного мужа г-на Исекешев пришлось именно в период кризиса, а значит, он определенно имеет достаточный опыт для борьбы с ожидаемой волной финансово-экономического кризиса.

“Шеф усе будет сделано” или “Мы с Тамарой ходим в паре”

Вероятность, что министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков пересядет в кресло премьер-министра, конечно же, минимальная, но она существует. Главный аргумент в пользу версии назначения Асылжана Сарыбаевича считается его близость к г-ну Шукееву, точнее сказать, первый считается креатурой второго.

Так, если проследить карьерные линии Умирзака Естаевича и Асылжана Сарыбаевича, то обнаружим целый ряд точек совпадения. В первую очередь обращает на себя внимание, что Асылжан Мамытбеков был несменным заместителем своего шефа в Костанайской и Южно-Казахстанской областях, а также в городе Астане. Как говорится, случайности не случайны. Затем, когда Умирзак Естаевич занял кресло первого вице-премьера, г-н Мамытбеков получил назначение сначала в КазАгро, а затем в министерство сельское хозяйство.

Как известно совсем недавно г-н Шукеев получил “ярлык” на одну из ключевых позиций – ФНБ Самрук-Казына. Для закрепления реванша вполне возможно, что, по крайней мере, попытается продвинуть своего протеже на освобождаемое кресло. И если ему удаться и в этот раз продвинуть своего протеже, то вместо когда-то грозного дуумвирата “Кулибаев-Масимов”, получим новый тандем Мамытбеков-Шукеев, который замкнет сразу две вертикали – холдинговую и исполнительную вертикаль власти.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена