Ищите женщину

Что общего в биографии Егора Гайдара, Рахата Алиева и Тимура Кулибаева?

В удивительной истории про “гениального российского реформатора Гайдара”, который будто бы привел наш корабль через бури и штормы в благословенную рыночную гавань, лично для меня всегда не хватало одного камешка. Без него этот пазл не собирался. А теперь собирается.

Думаю, вы уже поняли из заголовка, о чем пойдет речь. И, может, вам интересно, о ком именно она пойдет. Сейчас расскажу. Тем более, что “дело Гайдара” неожиданно приобрело актуальность: на днях один из его соратников принес “черную метку” Владимиру Путину.

Но давайте обо всем по порядку.

Прежде всего, надо кратко объяснить казахстанским читателям, кто такой Станислав Белковский. Тем, кто не знает. Это российский политолог, политтехнолог, и, кроме того, неплохой беллетрист – и вот Белковский написал большую пьесу “Покаяние”. Ее вряд ли поставят на сцене, но читается пьеса как триллер. Это произведение рассказывает о последних месяцах жизни бывшего “великого реформатора” и о том балагане, который устраивали и продолжают устраивать вокруг имени Гайдара российские либералы.

Для чего балаган, в общем, понятно и без длинных разъяснений: если Гайдар действительно гений и фигура равная Столыпину, то и “правительство младореформаторов”, которое он возглавлял, все эти Чубайсы, Кохи и Авены — практически апостолы. Они легитимны, потому что ведут родословную от Великого Гайдара. А если признать, что он не великий, то золотая карета с конями и форейторами сразу рассыпается в прах, и мы обнаруживаем на этом месте обыкновенных крыс, сумевших воспользоваться неразберихой начала 90-х и нахапать сыра.

В Казахстане конфигурация другая: пока у власти лучезарный Назарбаев, все элиты под ним, и кого объявлять крысами решает только президент. А в России “либералам” надо все-таки грести лапками, чтобы не утопили “чекисты” или “московские”.

В этом смысле пьеса Белковского ничего особенно нового не сообщает, хотя и дает много интересных подробностей. Но вот что стало для автора этих строк настоящим открытием: оказывается, в начале 90-х вертикальный подъём Гайдара в стратосферу российской политики случился из-за женщины.

Когда я прочитал об этом в пьесе, тут же стал проверять информацию: вдруг драматург-политтехнолог ввел данную линию в сюжет для занимательности. Оказалось, все чистая правда! В конце 80-х Егор Тимурович женился вторым браком на красавице и умнице Марианне Стругацкой, дочери знаменитого писателя. На семейном снимке той поры – фантастически красивая юная леди и толстый, масляный совершенно счастливый Гайдар.

Он к тому времени, в свои тридцать с небольшим, был одним из лучших экономических журналистов страны и успешным карьеристом. Гайдар работал сначала редактором журнала “Коммунист”, а потом заведующим отделом экономики главной советской газеты “Правда”. Ценили Егора Тимуровича за то, что он умел чрезвычайно убедительно, на фундаментальной доказательной базе – все-таки кандидат наук – объяснить читателям, что у социализма немереный запас прочности.

Но советская власть уже сыпалась. Кабинет в 25 метров на улице “Правды” и персональная “Волга” с водителем – это было уже не так, чтобы очень престижно. В Москве к тому времени появились двухметровые уверенные в себе парни на “Мерседесах” и с офисами в стиле хай-тек.

Гайдар заметался. Он через друзей сумел заинтересовать Михаила Горбачева своими идеями по спасению социализма. Советник президента СССР по экономическим вопросам это круче, чем бизнесмен. Но прямо вслед за этим назначением случился путч, и все умножилось на ноль. Марианна, вслед которой оборачивались не только мужчины, но и женщины, вряд ли осталась бы с бывшим советским номенклатурщиком-неудачником, поэтому Егор Тимурович решил пробиваться в новую жизнь хоть тушкой, хоть чучелом – и сумел через Бурбулиса выйти на Ельцина.

На него многие выходили, но Гайдара от других соискателей отличали неплохая теоретическая база и готовность абсолютно на все. Возглавленное им правительство оказалось отмороженным на полную голову и кромсало беззащитное тело страны без наркоза.

При этом, как и в Казахстане, российские “реформаторы” были не только операторами гигантской аферы по раздаче общенародной собственности в частные руки, но и бенефициариями. Именно эти люди теперь рассказывают о том, что Гайдар предотвратил в России голод и гражданскую войну. Главный аргумент такой: посмотрите за окно, там ведь нет голода и гражданской войны? А все потому, что правительство Гайдара их не допустило.

Ну ладно. А Марианну-то Егор Тимурович удержал?

Да. Она оставалась с ним до конца дней, пока в 2009 году бывший реформатор, всеми забытый и никому не нужный, не умер от отека легких. Ему было всего 55 лет.

Это событие тоже вроде бы кануло в историю.

Но буквально две недели назад Альфред Кох, бывший вице-премьер российского правительства (именно он проводил в середине 90х “залоговые аукционы”) и, как говорят, порученец Чубайса по самым сложным и деликатным делам опубликовал статью, в которой написал, что Путин должен уйти. Российские политологи уже выстраивают вокруг этого довольно убедительные версии. Суть их в том, что “люди из 90-х” остаются ключевыми игроками в российской элите. Они “рулили” Гайдаром, оказывали серьезное влияние на Ельцина, потом на Путина, а теперь, когда россияне устали от питерского дзюдоиста, и он больше не в состоянии надежно прикрывать заработанные “людьми из 90х” состояния, пришло время его менять.

Однако при чем здесь казахстанские парни, упомянутые в подзаголовке?

Да просто при том, что их биографии опять подтверждают, что в нашем мире очень многое зависит от женщины. Если бы у Нурсултана Назарбаева были не дочери, а сыновья, наверное, имена Рахата и Тимура не прозвучали так громко.

Или все-таки прозвучали бы? Принцессы не выбирают в мужья кого попало.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена