Действия Нур Отана – пример общественной инициативы

В Казахстан пришла весна и вместе с ней ее неизменные спутники – паводки и наводнения. События в Южно-Казахстанской области, где под угрозой стихии оказались жители девяти районов области, и уже эвакуировано более двух тысяч человек, ясно показывают, что от капризов матушки-природы никто не застрахован.

Но главный урок, который мы должны извлечь еще с прошлогодних событий в Западном Казахстане, перефразируя известную поговорку – “на государство надейся, а сам не плошай”. Ведь что у нас происходит каждый раз после подобных стихийных бедствий? Легкая паника, переходящая, благодаря масс-медиа в глубокий общественный интерес, а на фоне всего этого государство борется с последствиями, оказывает материальную помощь пострадавшим. Как и сейчас в Южном Казахстане – как отчитывается зам. премьера, мобилизовано порядка 10 тысяч человек, 700 единиц техники, в том числе силы МЧС. А потом? Последствия паводков, конечно же, ликвидируют, и общество благополучно забудет об инциденте, занявшись более интересными темами.

Так уж у нас получается, что интерес казахстанцев к проблемам своих соотечественников не простирается дальше просто сочувствия, ну, может еще, иногда звучит критика власти, мол, не успели помочь вовремя, да и помощь якобы малоэффективная – вот и все.

Парадоксально, но бедствия, коснувшиеся жителей других стран, вызывают у нас больше сочувствия и участия. Например, в прошлом году параллельно с государственной помощью (продовольствие и один миллион долларов) в Алматы активно проходил сбор денежных средств для жертв землетрясения и цунами в Японии. И как говорят очевидцы, среди казахстанцев данная инициатива нашла живой отклик – деньги перечисляли, как частные лица, так и общественные организации.

Конечно, в прошлых годах после трагических событий в селе Кызылагаш Алматинской области, наводнений в Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях, землетрясении в Алматы казахстанцы активно участвовали в восстановительных работах, коллективно перечисляли средства.

Но все это было проявлением гражданской инициативы отдельных людей, но отнюдь не общественных организаций и неправительственных объединений. А ведь именно они, в первую очередь, должны по логике вещей концентрировать в себе наиболее активную часть гражданского общества. Единственными “воинами в поле” была только правящая партия и ее молодежное крыло – жасотановцы, которые организовали сбор гуманитарной помощи пострадавшим и отряды добровольцев-волонтеров.

Признаюсь, сам с большим скепсисом оценивал нуротановские действия и даже, что греха таить, считал это только частью подготовительной работы перед электоральной кампанией – “набор очков перед выборами”. Но как показали последние события, к счастью, я ошибался – выборы прошли, но, тем не менее, после первых сообщений о паводках на Юге, партия вновь собирает молодежь для работы в добровольческих трудовых отрядах, причем не только в Южном, но и в Западном Казахстане.

Но повторюсь – одна только общественная организация, пусть это даже самая многочисленная политическая партия власти вряд ли сможет в одиночку растормошить наше порой опасно инертное общество.

И гражданская безынициативность и отсутствие мощной общественной поддержки населения – это очень большая проблема. И дело даже не в том, что у государства не хватает рук или денег – с этим-то проблем нет. Главное то, что именно в такие тревожные моменты, когда пострадавшие чувствуют помощь и сопричастность своих сограждан, – все население ощущает себя по-настоящему единой общностью, одной нацией. В противном случае – это просто сборище улиток и устриц, прячущихся от внешнего мира и чужих проблем. Но мы ведь с вами не такие, правда?

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена