Уалихан Кайсаров: “У меня лишь одна политическая цель – быть главой государства”

Прошло заседание дискуссионного клуба “Айт-PARK”

Во второй половине вчерашнего дня Астану будто прорвало. В мажилисе парламента – презентация законопроекта о персональных данных казахстанцев, в столичном филиале “Нур Отана” — борьба с коррупцией, где-то – еще что-то, а в Национальной академической библиотеке – заседание общественно-политического дискуссионного клуба “Айт-PARK”, недавно из южной столицы передислоцировавшегося в северную. Словом, выбирай – не хочу. Лично я пошла “на Еримбетова”.

Очередным гостем “Айт-PARKа” стал известный политик, общественный деятель и экс-сенатор Уалихан Кайсаров

Очередным гостем “Айт-PARKа” стал известный политик, общественный деятель и экс-сенатор Уалихан Кайсаров.

Отец-основатель, он же постоянный модератор дискуссионного клуба Нурлан Еримбетов, как всегда, блистал остроумием.

Представив своего гостя, он тут же не столько спросил его, сколько предложил: “Пора бы Вам определиться в этой жизни. Не метаться из партии в партию. Бала емессіз ғой, шашыңыз ағарды (не ребенок же, волосы уже седые). То Вы в ОСДП, то еще не знаю где. Но я знаю, что Вы закончите в “Нур Отане”. Все там будем. Вы определитесь когда-нибудь?”.

Оценив по достоинству юмор модератора, Уалихан Кайсаров отнесся к вопросу-предложению вполне серьезно: его партийно-политический выбор связан с существующей в Казахстане системой реалий. Политическая система в нашей стране, в смысле партийного строительства, не работает в том виде, в котором должна работать. И его переход из ОСДП в “Адилет” — логическое следствие этих реалий. Если точнее, то для того, чтобы принимать участие в выборах, нужно обязательно быть членом какой-либо партии, другого выбора не дано. И переход в “Адилет” — всего лишь попытка использовать хоть минимальный шанс, чтоб баллотироваться в качестве кандидата в депутаты парламента. “Других законных возможностей принимать участие в выборах у меня не было, и я этого никогда не скрывал”, — говорит Уалихан Кайсаров.

— Хорошо. Ну, а Ваша партия – это миф или реальность? Партия, о которой говорил Мамбеталин. Вы даже ее название не помните, да? – пытался загнать в угол своего гостя Нурлан Еримбетов.

— Почему же? В 2004 году я создавал свою партию – “Абырой”. Но дело в том, что ее не зарегистрировали, — напомнил его оппонент.

Что же касается разных слухов насчет его вхождения в мамбеталинско-жагановскую “Руханият”, то в этом вопросе г-н Кайсаров, наконец, расставил точки над “i”: в этой партии он никогда не состоял, да, были переговоры с Серикжаном Мамбеталиным, но еще до предвыборного съезда “Руханията”, узнав, что там с документацией не все в порядке, как говорится, “сделал ноги”.

Говоря о своем недолгом пребывании в “Адилете”, гость “Айт-PARKа” дал понять: это был тактический ход, как для партии, так и для него самого. Но на сегодня он не связан с этой партией никакими обязательствами и членским билетом.

— “Поматросили” и бросили? — съязвил модератор.

— Нет. Исключительно из-за того, что цель была реализована, задача выполнена.

— А как теперь представители политического бомонда поверят Вам перед началом очередной выборной кампании? Вам они скажут: извините, ушел оттуда, и нас так же будешь бросать. Как вам будут доверять? — продолжал пытать своего гостя Нурлан Еримбетов.

Ответ оказался, возможно, неожиданным, зато честным:

— В первую очередь, будем исходить из того, что кому я буду доверять. Потому что это моя политическая платформа, это мои политические цели, моя задача. И ни для кого не секрет, что у меня лишь одна политическая цель – быть главой государства. Потому что я четко знаю, что я хочу в этой стране сделать. Я знаю, как это делать. Казахстан, как страна, – мы состоялись. Но государство не оправдало надежд всех казахстанцев. Сегодня спросите у любого казахстанца, он ведь, положа руку на сердце, скажет, что 20 лет назад Казахстан он себе таким не представлял. Вот Вы таким представляли Казахстан 20 лет назад?

— Я никогда так долго не думаю. Я хотя бы на неделю вперед думаю. Оған да құдайға шүкір деймін (и за это благодарю бога), — пошутил модератор.

Уалихан Кайсаров не стал скрывать своих амбиций. Если он станет президентом Казахстана, то постарается так управлять государством, чтобы остаться в доброй памяти казахского народа и через 500 лет.

Нурлан Еримбетов попросил уточнить: “Это что – политическое заявление?”.

“Это моя точка зрения. Поэтому мне сегодня не важно, какая партия мне доверяет или не доверяет. Мне важно, что о себе я сам думаю”, — продолжил мысль о своей партийной принадлежности его гость.

“Почему бы не попробовать хотя бы с Астанинского городского маслихата? Когда люди сразу хотят стать президентом, это вызывает лично у меня недоверие — или человек нездоров, или у него неправильное представление о себе. Пойдите сначала в городской маслихат, пусть там Вас поддержат, я не знаю, 30-40 тысяч избирателей, воодушевиться”, — предложил Нурлан Еримбетов.

“Вы знаете, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Я не хочу быть младшим лейтенантом, лейтенантом. Мне это не нужно. Будучи сенатором, стремиться стать депутатом маслихата… Те задачи, которые я вижу перед собой, совершенно не уровня маслихатов.

Я хочу, чтоб казахстанцы по уровню своего интеллектуального потенциала были выше японцев. Я хочу, чтоб наша экономика была хотя бы на уровне Китая”, — ответил ему экс-кандидат в президенты на выборах 2005 года.

Модератор поинтересовался, кто же возглавит казахстанское правительство, если его гость все-таки однажды станет президентом страны.

Из числа нынешних министров, других известных личностей – никто. Издавна гость дискуссионного клуба всему отечественному истеблишменту предпочитает тяжеловеса российской политики, казаха по происхождению, губернатора Кемеровской области Амана Тулеева.

— Вы становитесь президентом – и у нас опять гастарбайтеры. Хоккей у нас – гастарбайтеры, в волейбол играют гастарбайтеры, футболисты и велогонщики – все гастарбайтеры. Теперь еще и премьер-министр будет гастарбайтером, — возразил Нурлан Еримбетов.

— История знает немало примеров, когда соотечественники находятся в другой стране, потом их приглашают, — парировал Уалихан Кайсаров.

Дискуссия логично перешла в плоскость высказываний некоторых современных российских политиков о территориальных границах Казахстана. В частности, модератор напомнил слова руководителя предвыборного штаба Путина Говорухина о том, что в 50-е годы Россия якобы отдала Казахстану пять областей, а кандидат в президенты России Прохоров пообещал закрыть границы с Азией и пропускать только тех, “кто будет подметать улицы Москвы”. “Все промолчали. Вы в том числе. Почему”, — спросил он гостя клуба.

“Это популистские высказывания. Не всегда нужно отвечать на вызовы тех или иных политиканов. И потом, не все то, что я хочу и могу сказать, обязательно найдет освещение в СМИ. Поэтому что бы я ни сказал про того же Говорухина или Прохорова, Путина, не дойдет даже до мизерного количества людей”, — объяснил свою позицию Уалихан Кайсаров и вернулся к своей мысли о том, каким бы он хотел видеть Казахстан и казахстанцев.

По его мнению, казахи по влиянию в мире должны быть не менее знаковы, чем евреи. Для этого нужно элементарное: каждый год чтобы по 100 тысяч наших юношей и девушек учились за границей. “4 года – 400 тысяч наших студентов. И не нужно от них требовать возвращения в Казахстан. Пусть они оседают в тех странах, где они учатся и работают. Но они знают, что их корни в Казахстане, в любом случае они останутся казахами.

Если хотя бы один из 1000 студентов приведет в Казахстан 1 млрд. долларов инвестиций, это получится, что на оставшиеся 999 студентов он покроет миллион долларов инвестиций в Казахстан.

Если 100 тысяч студентов будут учиться и привезут каждый год 100 млрд. долларов инвестиций, но при этом они будут жить в Америке, Франции, Германии, в том же Израиле, Китае , станут удачливыми бизнесменами, конгрессменами, сенаторами – они будут проводить интересы Казахстана”, — убежден он.

Модератор и гость клуба сошлись во мнении, что это трагедия, когда сотни молодых людей, получившие образование за рубежом по программе “Болашак” и вынужденные вернуться на родину, не могут найти работу, достойную полученного образования и своего интеллектуального потенциала.

Беспокоит гостя клуба и низкий уровень отечественного образования, отсутствие рабочих мест для молодежи, особенно на селе и, как следствие, — падение нравов.

На вопрос: кто сегодня в Казахстане может вывести людей, хотя бы на уровне маргиналов, к памятнику Абаю, ответил: “Проблема не в том, что кто-то может поднять. Там могут быть 50 Еримбетовых или 50 Кайсаровых — и не придут даже 5 человек. Дело в обратном – кто готов прийти туда. Я считаю, народ запуган, чтоб прийти к Абаю”.

Что же касается реплики модератора, что народ говорит, что он хорошо живет, то у гостя клуба свое видение проблемы: “Когда ребенка ведут к врачу, ему делают какую-то процедуру болезненную. Родители его жалеют и просят не делать этого. То есть это есть ложная забота о ребенке, его будущем. Здесь то же самое. Основная масса людей находится в глубоком заблуждении, что им хорошо живется”.

Не обошли и тему борьбы с коррупцией. Без кардинальных мер сегодня бороться с коррупцией равносильно тому, чтобы призывать к свержению существующего строя, считает Уалихан Кайсаров.

О недавнем громком обращении к президенту Назарбаеву группы известных в стране людей, выступивших против Таможенного союза и Евразийского экономического пространства. Что за этим – истерика или мужество?

— Я изначально был за Таможенный союз. Мы должны понимать геополитическое положение Казахстана. Чтобы сохраниться как государство, оставаться на позиции – я ни с тобой, ни с кем не дружу – с точки зрения перспектив, было бы неправильно. Другое дело, что находясь в Таможенном союзе, не потерять собственные экономические интересы.

Нурлан Еримбетов высказал свою точку зрения: Россия в 10 раз больше, чем Казахстан – по экономике, народонаселению. Надо поставить перед собой амбициозную задачу — чтобы один казах стоил десяти россиян — по уровню образования, трудоспособности, трудолюбию и т.д. Уалихан Кайсаров с ним согласился.

Где какие конфликты в стране назревают? В чем их причины? На что бы обратил внимание общества гость “Айт-PARKа”, если бы у него была трибуна, с которой он смог бы выступить?

Все проблемы взаимосвязаны, поэтому нельзя из этой связки выдергивать одну. Но главные три проблемы, считает Уалихан Кайсаров, — жилье, трудовые споры и образование.

Сегодня очень непростая ситуация на сатпаевских рудниках, Жезказганском горно-металлургическом комбинате, в Темиртау, у карагандинских шахтеров, на предприятиях “Казахмыса” в Восточном Казахстане, где трудовые споры надо решать за столом переговоров, не доводя их до прямых социальных конфликтов.

Межнациональные конфликты сейчас решаются другим способом. Не путем прямых столкновений, а путем того, что те, кто считает себя более слабым в национальном плане, они, как правило, уезжают. Сначала вывозят своих детей отсюда, потом покидают нашу страну сами. И в какой-то степени кого-то это устраивает, — считает гость дискуссионного клуба.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена