Квоту на жизнь хорошо бы увеличить

Аружан Саин: “Поднимите им зарплаты, чтобы мы не слышали “скажите спасибо, что я вообще с вами за эти деньги разговариваю”

“Радостное выражение лица врача – начало выздоровления больного”.

Фернандо де Рохас

“Приоритет в медицине не должен быть экономическим, он должен быть направлен на сохранение здоровья”, – подчеркнул Ерлан Смайлов, модератор КИПРа (Клуб Института политических решений), подводя итоги заседания. Хотя сама тема мероприятия была сформулирована узко и предметно – “Система медицинских квот на лечение: проблемы и решения” – обсуждать ее оказалось возможным только рассматривая ситуацию в сфере здравоохранения в целом. Ситуация эта неутешительная и ресурсов одного Минздрава для кардинального улучшения дел недостаточно. Требуется политическая воля высшей государственной власти.

Представители Минздрава рассказывали о том, как должно быть с гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи. НПО сообщали как дела с этим обстоят на самом деле. Несмотря на очевидную разницу в оценках текущего положения вещей, ряд людей в теме отметил, что за последний год Министерство здравоохранения проделало такой объем положительной работы, какого прежде не наблюдалось все годы независимости. На этой почве стал очевиден и ограниченный потенциал Минздрава – требуется полномасштабное подключение правительства.

Гулюм Асылбекова, заместитель председателя Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения, выступила с презентацией “Обеспечение доступности гарантированного объема бесплатной медицинской помощи”. Все больные в Казахстане госпитализируются в плановом порядке или по экстренным показаниям. “По экстренной госпитализации никаких квот не существует – помещение в стационар немедленно”, – акцентировала г-жа Асылбекова. Например, если у человека травма, то помощь обязана оказать ближайшая травматология.

Что касается плановой госпитализации, то за 4 месяца 2012 года статистика по республике следующая: 69,2% пациентов ждали госпитализацию до 3 дней; 25,2% в коридоре от 4 до 10 дней; 4,2% с 11 до 20 дней; 0,7% легли в стационар между 21 и 30 днями и еще 0,7% находятся в графе “более 30 дней”. С введением портала Бюро госпитализации во втором полугодии 2010 года технический инструментарий с выбором пациентом медицинского учреждения упростился и улучшился. “С порталом научились работать”, – отметила Гулюм Асылбекова. Проблемы первоначального этапа она отнесла на “человеческий фактор”. Заметен рост госпитализации сельских жителей, поскольку у них появилось больше возможностей.

Согласно принципам Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ), которая среди прочего подразумевает свободный выбор пациентом стационара, приоритет – пациент. “Есть показание – больной должен быть госпитализирован”, – объяснила императив г-жа Асылбекова. Исключение касается только экстракорпоральных оплодотворений (на них существует квота в количестве 600 оплодотворений на текущий год).

Приоритетные категории при направлении на лечение за рубеж за счет республиканского бюджета – это дети до 18 лет, беременные женщины и наличие родственного донора при трансплантации органов. С 2008 года количество таких пациентов, пролеченных за рубежом, сокращается. Докладчик объяснила это тем, что растет доступность высокотехнологичной медицинской помощи внутри Казахстана. В подтверждение была показана таблица по числу и видам произведенных операций. В качестве пожеланий участники заседания попросили дополнительно указывать отдельной графой процент удачных операций (сколько человек выжило).

“Малая информированность присутствует не только среди населения, но и в организациях первичной медико-санитарной помощи”, – указала на общую проблему Гулюм Асылбекова. Она со своей стороны призвала СМИ больше участвовать в пропаганде доступных медицинских услуг. Участники заседания указали на необходимость подробных и понятных информационных стендов внутри поликлиник, а государственные медицинские веб-ресурсы должны быть дружелюбными для пользователя. То есть их надо устроить на уровне инструкции как заварить чай в пакете. В настоящее время не подготовленный к работе с информацией пользователь не может понять, что ему делать в том или ином случае.

“В регионах врачи часто не знают, как может лечиться это заболевание кроме как у них. У нас диагноз “не лечится”, а в мире это уже лечится”, – подчеркнула в своей презентации Аружан Саин, президент добровольного общества милосердия “ДОМ”. Г-жа Асылбекова признала недостаточный уровень подготовки на местах. Вдобавок регионы – это вотчина акимов, Минздрав без их согласия никакого главврача снять с должности не в силах. “У нас есть много именитых врачей, которые могут приехать и бесплатно провести тренинг. От НПО инициатива есть, от государственных органов здравоохранения – нет, – обратила особое внимание г-жа Саин. – НПО хотят помочь государству. Давайте работать и дружить”.

Как в идеале по лечению за рубежом: выявили, сказали родителям (“ДОМ” работает главным образом с детьми) какие собрать документы и ходатайствуют перед Минздравом. “В реальности инициатива идет от родителей”, – сообщила Аружан Саин.

“Я вам не могу дать заключение, потому что в бюджете нет денег на лечение за рубежом” – мы это слышим с 2005 года. Они не должны решать есть деньги или нет – они должны помогать! – акцентировала г-жа Саин. – К счастью, за последний год мы такие ответы слышим реже”.

“Государство – это люди. Мы платим налоги. Государство не оказывает нам благотворительности. Поднимите им (медицинским работникам) зарплаты, чтобы мы не слышали “скажите спасибо, что я вообще с вами за эти деньги разговариваю”, – поставила вопрос Аружан Саин. В ходе дискуссии выяснилось, что размер заработной платы – это не компетенция Минздрава. Медицинских функционеров все равно упрекнули за то, что они не ходатайствуют перед вышестоящими инстанциями о кратном повышении нищенских окладов. В структуре правительства за социальную сферу вроде как отвечает вице-премьер Ербол Орынбев. Про него тоже никто не слышал, чтобы он выступал с идеями существенного повышения зарплат медицинским работникам. “Сейчас очень трудно найти профессионала, тем более в бюджетной сфере”, – заметил Ерлан Смайлов. В том числе потому, что отрасли вроде здравоохранения проигрывают экономическое соревнование за качественные человеческие ресурсы другим секторам.

Салтанат Мурзалинова-Яковлева, PR-директор агентства Интернет-рекламы “4dclick”, занимается как блогер вопросами медицинской тематики. Ее презентация называлась “Порядок выделения квот на лечение за рубежом: проблемы и предложения”. По закону решение Комиссии о направлении (отказе в направлении) пациента на лечение в зарубежные медицинские организации в течение 3 рабочих дней направляется пациенту (его законному представителю) в письменной форме. В реальности сроки не соблюдаются, консультирующих специалистов и органов по факту нет, непрозрачность процесса выделения квот. “Квота в большинстве случаев выделяется тогда, когда пациент уже нетранспортабелен”, – констатировала докладчик. “Через депутата просили повлиять на врача, чтобы он начал что-то делать”, – привела г-жа Мурзалинова-Яковлева пример из личной практики.

Аружан Саин: “Все говорят “надо развивать у себя”, но готовы ли врачи? В жертву научно-техническому прогрессу приносятся люди”.

Гулюм Асылбекова: “Не развивать что ли?”

Аружан Саин: “Развивать, но на этот период должна быть страховка в виде лечения за рубежом”.

“Даже имея золото, мы можем не донести его до потребителя. Для информирования населения должны предусматриваться соответствующие бюджеты. Вопрос упирается в финансирование и построение коммуникаций”, – подчеркнул Бектас Жулумбетов, “NEFF consulting”.

“Люди хотят лечиться за границей, потому что не доверяют отечественной медицине”, – указала на ракурс проблемы Марианна Гурина, ОФ “Улагатты жануя”. Она напомнила, что в Кызылординской области сорок детей больных раком крови заразили в медучреждении еще и гепатитом С.

Бахыт Туменова, президент ОФ “Аман-саулык”, обратила внимание на методологические ошибки в ведомственных документах. Там пишут в качестве критерия работы “снижение уровня госпитализации”, а надо “снижение обострений”. “Врач, получивший такое постановление, волей-неволей начнет в этом направлении действовать”, – отметила она.

“Армия больных сахарным диабетом растет и очень трудно попасть на госпитализацию в плановом режиме, – сообщила Лейла Жубандыкова, руководитель Диабетической ассоциации РК. – У нас нет на рынке 5 наименований человеческих инсулинов. Перевод с одного инсулина на другой должен проводиться стационарно. У нас из-за нехватки мест это делается амбулаторно”.

Баян Таубалдиева, бабушка девочки, которая из-за некомпетентности врачей в 2,5 месяца жизни получила кровоизлияние в мозг, рассказала как она по квоте ездила лечиться в Израиль. Отправили через тур-агентство в клинику, где после 10 дней обследования врач сообщил, что у девочки нет эпилепсии. Но ее у ребенка и не было, чиновники перечислили $50 тыс. не тем и не туда. А тем временем родители сами два раза в год возят девочку в Урумчи за свой счет – $9 тыс. каждый раз и денег больше нет. Аружан Саин рассказала, как через туристическую фирму “Кармелита” отправили человека на лечение за рубеж. Фирма сняла 30% от суммы в $270 тыс. за посреднические услуги, в итоге не хватило денег на лечение, и операцию не провели. НПО требуют работать с клиниками напрямую, чтобы деньги налогоплательщиков не транжирились так бессмысленно.

“Нужно выстраивать систему оценки по конечному результату и удовлетворенности клиента”, – особо выделил Ерлан Смайлов, когда обрабатывал прозвучавшие замечания и предложения.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена