Желтая аналитика, или как в Казахстане рождаются тренды

В последнее время конспирологические теории вокруг кланово-аппаратных войн в Казахстане стали появляться все чаще. Ну, оно и понятно, подобные материалы всегда вызывают интерес аудитории и поднимают рейтинги изданий.

“Аналитеги” и инсайдеры

Как правило, все эти конспирологические теории пишутся путем “тыка в небо” не имея под собой какого-либо концептуального обоснования. Складывается ощущение, что лица, интуитивно чувствующие расклад в акординских кулуарах уже перестали быть инсайдерами для СМИ. Да и в самих изданиях былых исследователей элит не осталось. Тем более, это видно, когда о движениях наверху пишет какой-нибудь алматинский “пикейный жилет”, в жизни побывавший в окрестностях Акорды пару раз.

Очень жаль, что исчез из поля изучения современного состояния элит Данияр Ашимбаев. Увлекшись битвами с национал-патриотами и М. Аблязовым он лишил аудиторию качественных раскладов и прогнозов относительно казахстанского истеблишмента.

Исчез из поля зрения интереснейший исследователь Султан Кадыров, запомнившийся целым циклом “Антология казахских элит”. У коллективного автора газеты “Республика” Мухамеджана Адилова очевидно совсем не осталось источников во властных кулуарах. Приходится как ЦРУ, пользоваться данными из открытых источников.

Пытается делать свои расклады сайт “Гульжан”. Однако, здесь мы видим не серьезный анализ внутриэлитных процессов, а коньюктурные материалы. В мировой журналистике это называется измышлизмами. Публикация таких статей считается верхом дилетантства, ведь они опираются не на факты, а пишутся по принципу “одна бабка сказала”.

Можно знатоком состояния казахских элит назвать руководителя ИАЦ МГУ Алексея Власова, который вхож во многие высокие кабинеты. Но когда иностранец знает о нас больше, чем местные эксперты, это не повод для гордости, а скорее причина задуматься об информационной безопасности. Возможно, Казахстанский институт стратегических исследований и делает какие-то интересные выкладки, но явно не для широкого использования.

А реального отечественного анализа так и нет. Между тем, информационное поле полнится домыслами и создает опасные тенденции в экспертной среде. По сути, аудиторию заставляют думать так, как того хочет заказчик. Хотелось бы взять на себя смелость оценить некоторые тренды, создаваемые вокруг межэлитных течений.

Охота на ведьм

Здесь мы бы хотели согласиться с высказыванием С. Кадырова, что “Кризис формирует кадры”, поскольку именно напряжение на общественно-политическом поле страны заставляет правящий режим искать качественных исполнителей. Для Казахстана такой отправной точкой стал жанаозенский кризис, который продемонстрировал ужасающее состояние не только государственного управления, но и менеджмента национальных компаний. И соответственно началась массовая ротация в добывающей отрасли, которая должна была максимально выправить ситуацию.

В итоге новый менеджмент “Самрук-Казына” в лице Умирзака Шукеева и АО “Разведка Добыча КазМунайГаз” Алика Айдарбаева оказался в очень непростой ситуации. Ведь антикризисные мероприятия на начале своей реализации редко оборачиваются благодарными комментариями. Появляется масса недовольных и обманутых ожиданиями. Что естественно оборачивается критикой, как реальной, так и заказной. Последняя проявляется более чаще, поскольку новый менеджмент в любом случае предполагает перераспределение потоков финансовых средств и подрядов на закупаемые услуги.

В казахстанской традиции это легко проследить. Если у предприятия вдруг резко меняют “зарплатный проект”, а именно банковские карты, то не сомневайтесь к управлению пришли представители конкурирующей финансово-промышленной группы. В случае с “Самрук-Казына” и вообще системой “КазМунайГаз” мы наблюдаем, что оператором остался Народный банк, аффилированный с группой Т. Кулибаева. Соответственно, исходя только из этого наблюдения можно говорить об отсутствии системного противостояния между У. Шукеевым и его предшественником.

Другой вопрос, что доверие, оказанное Н. Назарбаевым как антикризисному менеджеру это серьезный инструмент, позволяющий завоевать сильные позиции в президентском окружении. И соответственно, появится не мало людей, которые не захотят делиться “нурсиянием”. Ведь “места под Солнцем” так мало. Поэтому и появляются изощренные публикации с претензией на аналитику, в надежде на то, чтобы создать в обществе необходимый тренд. Ведь таковых уже достаточно.

Эволюция деградации

Исследователь Д. Ашимбаев указал, что элиты в Казахстане склонны к деградации и соответственно нас могут ожидать катаклизмы. Осмелюсь не согласиться с более именитым коллегой. Деградацию казахских элит вызывает застой, когда даже частичной смены, не говоря уже о кардинальной, не было. Д. Ашимбаев в одной из своих публикаций упоминал, что справочники высоких государственных органов Казахстана, начиная с 60-х прошлого столетия до наших дней, почти одинаковы на 80 процентов. Меняются только имена, но не фамилии. Поэтому любая ротация или смена лиц, занимающих ключевые должности, не может означать какой-то кардинальной смены в политике государства.

Равно как и манипулирование неким “клановым” балансом. Во-первых, классического понятия политического клана в Казахстане не существует. Во-вторых, есть временные союзы между лицами, занимающими определенные посты. И влияние это складывается до тех пор, пока человек сохраняет это место возле Президента. И, в-третьих усиление любого “клана”, немедленно будет известно Главе государства. А он, обладая высоким потенциалом политического выживания, никогда этого не допустит.

В Казахстане нет кланов, существуют различного рода нестабильные группы влияния, которые то сливаются, то распадаются. Словно некое броуновское движение. И баланс между этими группами обеспечивает Президент.

Рассмотрим простейший пример: слухи об отставке К. Масимова плодились до тех пор, пока он не вошел в противоборство с главой администрации Президента А. Мусиным. И первый признак того, что премьер-министр останется у власти еще на минимум 2 года, было возвращение в канцелярию прежних членов его команды.

Либо о серьезных кадровых перестановках заявляет прошедшая недавно аттестация сотрудников правоохранительных органов. Она тоже во многом определяет расклад в казахстанском истеблишменте. Но опять же пресловутые кланы здесь роли не играют. Тут важны личные связи.

Запущенный тренд о том, что Президент возьмется за коренное переустройство элиты опять же не соответствует действительности. Вполне вероятно, что будут запущены в верхние эшелоны власти ранее малоизвестные лица. Но неизвестные широкой публике, а не внутриэлитным процессам. Поскольку главная политическая борьба в Казахстане это не партийные баталии и не публичная политика, а умение вовремя расставить своих людей и сохранить место в окружении Главы государства. Иначе крах и никакой “клан” не поможет.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена