Борьбу с якобы распространяемыми в СМИ слухами о ЧС не следует направлять против журналистов, считают мажилисмены и правозащитники

Астана. 11 сентября. КазТАГ. – Анастасия Прилепская. Препятствующие распространению альтернативной информации в СМИ во время чрезвычайных ситуаций (ЧС) меры должны вводить новые правила работы для уполномоченных ведомств, считает депутат мажилиса парламента РК Рауан Шаекин.

“Госорганы должны всегда озвучивать официальную государственную позицию, независимо от того, это министерство внутренних дел, министерство по чрезвычайным ситуациям, по вопросам, которые на острие социальных взглядов, будоражащие общественность события: они обязаны этим заниматься и озвучивать свою точку зрения. И это, на сегодняшний день, законодательство им позволяет. Почему они этого не делают – это второй вопрос, кто как справляется со своими обязанностями”, — сказал Р. Шаекин корреспонденту КазТАГ по телефону во вторник, комментируя инициативу министра культуры и информации (МКИ) РК Дархана Мынбая.

При этом мажилисмен рекомендовал СМИ “оперировать только проверенными фактами, и слухами не увлекаться”.

“Ответственность должна быть у любого средства массовой информации за свои действия, это вопрос нравственный, чтобы не гоняться за тиражом, читаемостью, смотрибельностью”, — считает депутат.

С его точкой зрения солидарна депутат мажилиса Майра Айсина. Она считает, что казахстанские СМИ в плане проверки информации “ведут себя вполне прилично”.

“Я думаю, что есть журналистская этика, и, прежде всего, совесть у журналистов, наверное, есть. Поэтому никто там (в СМИ – КазТАГ) непроверенные факты направо-налево не озвучивает, я не думаю, что прямо слухов у нас очень много стало, что из-за этого надо новый закон принимать. Есть журналистская этика и есть культура, я думаю, что журналисты через это перепрыгивать не будут, да и не перепрыгивали до сегодняшнего дня”, — отметила М. Айсина, отвечая на вопросы КазТАГ.

Она предположила, что новый законопроект с мерами по недопущению распространения альтернативной информации в СМИ во время ЧС в парламенте вызовет бурную полемику.

“Не зря говорят о средствах массовой информации, что это четвертая власть, и ее влияние, бесспорно, есть на общество. Конечно, часть депутатов обязательно поддержит положения о том, что СМИ не должны распространять (альтернативную информацию – КазТАГ) и, возможно, такое ограничение нужно узаконить… Но будет и часть депутатов, которые это станут оспаривать”, — считает М. Айсина.

Между тем, по мнению директора общественного фонда “Правовой медиа-центр” Дианы Окремовой, введение новых ограничительных законодательных норм вызовет не только споры в парламенте, но и негативные последствие для общества и СМИ.

“У нас и так население сейчас предпочитает сайты оппозиционной направленности, чтобы получить альтернативную информацию. А если у прессы будут одинаковые по содержанию публикации, в большинстве изданий, то, я думаю, люди вообще перестанут верить прессе, и будут искать резко оппозиционные издания, доверять им, ориентироваться на блоги и непроверенные источники”, — пояснила Д. Окремова.

Она признала, что предложения, озвученные в правительстве главой МКИ, впервые содержат столь откровенные, по ее мнению, ограничения свободы слова.

“На мой взгляд, это нарушение всех международных норм свободы слова. Это и прямое вмешательство в редакционную политику, и попытка указывать журналистам и изданиям, что им писать. Получается, журналистская функция полностью меняется, в обратную сторону. Журналисты должны контролировать исполнительную власть, и, в том числе, критиковать ее. А здесь попытка приручить все СМИ, сделать их абсолютно лояльными к себе. Это не первый раз и не первый год происходит (попытки ввести ограничения для прессы – КазТАГ), но именно в таком открытом варианте я это слышу в первый раз. Мне кажется, это абсолютно абсурдно и недопустимо”, — заявила глава общественного фонда.

В свою очередь, глава республиканского клуба главных редакторов Кенжеболат Жолдыбай посчитал предложения МКИ правомерными и обоснованными.

“Речь идет о действиях при возникновении ЧС, а тогда уже другие правила. Я считаю, что заявление министра в этом плане полностью в правовой плоскости. Зачем нам сеять панику и дестабилизировать обстановку, тем более, когда в стране чрезвычайная ситуация. Поэтому можно спокойно это (инициативу МКИ – КазТАГ) принять, никакого покушения на деятельность СМИ в этом отношении я не вижу”, — сказал К. Жолдыбай.

Он подчеркнул, что согласен с ограничениями для СМИ в том случае, когда речь идет о негативной интерпретации официальной информации, но не видит в заявлении главы МКИ запрета на критику в СМИ деятельности госорганов.

“Критиковать, конечно, (СМИ – КазТАГ) будут, если нужно критиковать. Но при этом критика не должна вызывать какую-то реакцию, чтоб все общество потом взбудоражилось. Нам надо это? Нет? Мне лично не надо, спокойно можно разобраться”, — заявил К.Жолдыбай корреспонденту КазТАГ.

Как сообщалось, правительство Казахстана намерено принять предупредительные меры по недопущению распространения слухов при различных ЧС.

“Меры по недопущению распространения альтернативной информации по всем каналам распространения: ТВ, газеты и интернет. На время возникновения ЧС достигается договоренность с руководством негосударственных СМИ о недопущении распространения неофициальной информации и негативной интерпретации официальной информации, ставить под сомнение достоверность информацию, компетентность спикера критиковать действия властей, призывать граждан к совершению каких-то действий”, — сказал министр культуры и информации Дархан Мынбай на заседании правительства во вторник.

По его словам, информирование населения через СМИ об обстановке в зоне угрозы или возникновения землетрясений и других кризисных ситуаций и принятие мер по недопущению распространения дезинформации и слухов провокационного характера будет строиться по следующей схеме.

“До населения доводится только официально подтвержденная информация, предоставляемая уполномоченным органом по ЧС. Данная информация распространяется через республиканские СМИ, прежде всего государственные, а также передается в региональные СМИ”, — отметил он.

По данным министерства, охват потенциальной аудитории при этом составит свыше 98%.