Британская газета “Financial Times” опубликовала 24 сентября статью Изабель Горст под названием “Kazakhstan’s musical chairs”.
В ней говорится следующее:
“Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана, принял отставку своего премьер-министр Карима Масимова и дал ему новую работу в качестве главы президентской администрации. Уход Масимова из правительства вызовет перестановки в кабинете министров, но эти изменения, вероятно, так и оставят без ответа главный вопрос в казахстанской политической жизни – вопрос о том, кто же станет преемником 72-летнего Назарбаева.
Назарбаев в понедельник принял отставку Масимова и номинировал Серика Ахметова, первого заместителя премьер-министра, на занятие поста премьер-министра. Депутаты от всех трех партий в казахском Мажилисе, или парламенте, единогласно одобрили выбор президента.
Смены правительства часто происходят в Казахстане, и нынешняя перестановка не явилась неожиданностью. Назарбаев, бывший советский партийный руководитель, который правит Казахстаном твердой рукой с 1989 года, удерживает власть, умело стравливая друг с другом соперничающие группировки в элите и держа чиновников в напряжении.
“Назначение и увольнение чиновников является частью политической эквилибристики Назарбаева, — говорит Кейт Мэллинсон, эксперт по Центральной Азии в GPW, базирующейся в Лондоне консалтинговой фирме по оценке делового и политического риска. — Это все часть казахской политической карусели”.
Масимов, который проработал как премьер-министр свыше шести лет, — дольше, чем любой другой глава правительства с тех пор, как Казахстан стал независимым государством в 1991 году, — с некоторых пор изъявлял желание уйти. Масимов, которому приписывают успешное проведение Казахстана через глобальный финансовый кризис 2008 года, мог бы быть прощен за промедление в связи с перспективой другого спада в случае оказания долговым кризисом еврозоны отрицательного воздействия на экономику Казахстана.
Эксперты уже определили Ахметова, который занимал пост губернатора Карагандинской области в Северном Казахстане, после чего был назначен заместителем премьер-министра в январе этого года, в качестве вероятной замены Масимову. После переезда в Астану для занятия правительственной должности, Ахметов твиттерил (занимался онлайновыми выступлениями) гораздо чаще, чем подкованный в пользовании Интернетом Масимов. В непрозрачном мире казахской политики количество твита много значит.
При небольшом опыте работы в правительстве и отсутствии экономического образования Ахметову будет проблематично управлять казахской экономикой и внешней инвестиционной политикой в трудное время. Плохие виды на урожай зерновых и сравнительно медленное увеличение добычи нефти, как ожидается, замедлит экономический рост до 5,8 процентов в этом году с 7,5 процентов в 2011 году. Между тем, вырисовываются трудные переговоры по крупнейшим нефтяным месторождениям Казахстана, где правительство продолжает кампанию, направленную на получение более выгодных условий от международных консорциумов.
Долгожданная смена правительства начала вырисовываться в конце прошлой недели, когда Назарбаев снял Аслана Мусина, бывшего главу президентской администрации, вручая ему сравнительно менее значительную работу по управлению национальным бюджетным комитетом.
Мусин, консервативный приверженец жесткой линии, был откровенно нелюбим многими представителями казахской элиты, которые жаловались на то, что он использовал свое могущественное положение для назначения собственных друзей на высокие должности на своей родине — богатом нефтью Западном Казахстане.
Президент не может позволить того, чтобы такие ворчания вышли из-под контроля. Политика особенно чувствительна в Западном Казахстане, где длительная забастовка нефтяников привела к смертельному столкновению с полицией в прошлом году. Многие в регионе устали смотреть на то, как нефтяные доходы выкачиваются центральным правительством, и настаивают на большей независимости от Астаны.
Казахские правоохранительные органы не славятся беспристрастностью, так что можно было найти оправдание для отправления Мусина в отставку из-за некомпетентности или коррупции. Но Назарбаев, который сталкивается со шквалом критики со стороны богатых казахских политиков в изгнании, вероятно, не желает риска создания еще одного могущественного врага, который сделался бы занозой в боку. Вместо этого он оставил Мусина на привязи, надзирающим за бюджетным комитетом.
Все это действительно ничего не меняет для иностранных инвесторов, которые вбухали в Казахстан свыше $200 млрд. за последние два десятилетия, и им хочется увидеть Назарбаева, принимающим меры для обеспечения плавной передачи власти.
“Любому из тех, кто надеется на то, что Масимов был переведен в президентскую администрацию с тем, чтобы его подготовили к занятию высшего поста, не следует задерживать дыхание”, — говорит Мэллинсон.
“Я не вижу Назарбаева, уходящим в отставку до [следующих президентских выборов] 2016 года…”.
***
© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена