Бархатно-наждачный сезон в Бишкеке

Скрипачка из престижного ресторана рассказала, как один из посетителей заказал “Взвейтесь кострами”. По ходу исполнения весь зал встал в позе пионерского салюта…

“Люди не могут быть одни.
Собираются в стаи, вьют города”.

Григорий Лепс, “Обернитесь”

Город двух революций – Бишкек – несмотря на проходящие годы как будто застрял в ревущих 90-ых прошлого столетия. Возможно, в этом одна из причин сильной ностальгии по советским временам, хотя число рожденных в СССР в общем удельном весе населения объективно уменьшается. Скрипачка из престижного ресторана рассказала, как один из посетителей заказал “Взвейтесь кострами”. По ходу исполнения весь зал встал в позе пионерского салюта.

Прыгать через ограду Дома правительства здесь с 2005 года стало чем-то вроде народной забавы. Не всегда это заканчивается сменой власти, но определенную струю адреналина в жизнь столицы Кыргызстана вливает.

Когда спрашиваешь простых жителей что хорошего произошло в городе и стране за последние полгода-год, то сначала задумываются от неожиданного вопроса, а потом отвечают: “Ничего”. С экспертами ситуация другая. Например, они положительным моментом называют развал последней правящей коалиции. В Кыргызстане до недавнего времени была своя правящая “триада” (три партии), где от самой большой партии по числу полученных депутатских мандатов избирался премьер-министр. Потом премьера сняли на почве коррупционного скандала (за миллион долларов купил коня и вроде как эти деньги были бюджетные). Главная партия “Республика” после этого потеряла союзничество двух других по “триаде”, а с ним лидерство и перешла в оппозицию. На ее место две другие в “триаде” нашли приемлемую замену.

Что характерно, после того, как “Республика” ушла в оппозицию, никто из ее рядов не разбегается. Политический формат жизни в Кыргызстане таков, что опавшая вниз партия вполне может вернуться в разряд правящей. К тому же по местному законодательству оппозиция держит два важных парламентских комитета – по коррупции и финансам. Таким образом уровень макроворовства получил действенные ограничения. После “обрезания” коррупции из правительства стали увольняться многие кадры, потому что зарплаты маленькие. Теперь правительственные программы пишут независимые эксперты, поскольку в нем нет нужного количества компетентных функционеров. “А раньше нас на порог не пускали”, – заметил один из тех независимых экспертов, кто сейчас работает по теме местного самоуправления.

Скандалы с представителями партийных элит привели к тому, что в партиях бум спроса на честных и порядочных людей. Реальная политическая конкуренция приводит к тому, что за голоса избирателей нужно бороться. Вот и в мэры Бишкека баллотируется человек, про которого говорят что “чистый”, а раньше ключевая установка была на то, что выборы можно купить. “Будем ставить порядочного, честного человека”, – так открытым текстом по телевизору говорят про вакансию председателя счетной палаты.

Что касается президента, то он искусно лавирует между двумя равновесными властно-политическими кланами и третьим поменьше, но тоже мощным. Опора влиятельности президента – прокуратура. Ей он дает команду “фас” в случае вскрытия коррупционных преступлений (в том числе по материалам СМИ). Механизм работает и топ-чиновники перестали быть богами, стали ближе к людям. Каждый день кто-то из них выходит на телевидение и оправдывается. Кстати, местные специалисты не могут объяснить, почему в Кыргызстане политическая многопартийность работает, а на Украине – нет.

Ну а простым людям жить по-прежнему тяжело и трудно. Судя по разговорам, которые краем уха ловишь на “Дордое” (входит в десятку крупнейших рынков мира по версии журнала “Форбс”), нахождение работы за которую нормальную платят и удержание за нее – одна из главнейших ценностей Бишкека. Цены на “Дордое” заметно ниже, чем на барахолке в Алматы.

Поскольку Бишкек по факту мегаполис, он создает ниши и линии жизни, на которые способен только крупный город. Например, интернет-торговля, консалтинг, скульптура по дереву, поиск и продажа различных коллекционных предметов. Несмотря на гнетущее всех безденежье, цены на квартиры в столице Кыргызстана растут. Одна из главных причин этого – в город продолжают прибывать мигранты, так как в провинции жить еще тяжелее.

Местные жители в дороговизне жилой недвижимости винят и казахов – “понаехали и понакупали”. Вечером и ночью в пятницу на Бишкек движутся бесконечные колонны легковых машин с алматинскими номерами. Хоть казино здесь и позакрывали, но возможности отдохнуть (включая культурный отдых) и побалдеть (в самых разнообразных вариантах) очень широкие. Многие алматинцы проводят здесь свадьбы и отмечают юбилеи – даже с ночевкой в местных гостиницах получается дешевле, чем в южной столице Казахстана. Сами бишкекчане утверждают, что неприлично дорого в сфере услуг у них только летом, а во все остальные сезоны цены нормальные.

Если еще раз обратиться к мнению экспертов, то они категорически против “мифа о бедности Кыргызстана”. Есть такой индикатор состояния экономики, как объемы строительства. Специалисты по данному вопросу называют эти показатели в Бишкеке “сумасшедшие” и они больше, чем уровень 2007 года. Просто экономика в основном в тени и в первую очередь это экономика услуг. Парк автомобилей на улицах мегаполиса тезис о небедности подтверждает, хотя с алматинскими авто здесь тягаться рано. Продолжая тему автомобильного транспорта стоит сказать, что в разные периоды в Бишкеке всегда выделяется свой абсолютный марка-лидер. Когда-то это были “Мерседес” и “Ауди”, а сегодня на вершине олимпа однозначно “Хонда”. Вот только дороги, по которым они ездят, по-прежнему в основной массе напоминает стиральную доску.

Как и всякий мегаполис, Бишкек многогранен. Среди этих граней имеются вполне благополучные. В данный момент, например, гостиницы и гостевые дома города сильно заполнены, ибо в столице Кыргызстана длинной чередой идут самые разнообразные международные тренинги, конференции, семинары, курсы и круглые столы. Эта страна давно превратилась для западного экспертного сообщества в лабораторию и опытный полигон одновременно, а потому интерес к местным процессам и положению вещей не утихает. Если человека после аэропорта привезли в гостиничный номер за полторы сотни долларов в сутки (с бассейном, сауной, бесплатной арендой велосипедов), передвигается он между городскими парками по ресторанам, ночным, ночным клубам и магазинам европейского стандарта, то темная сторона Бишкека может оказаться просто незамеченной.

Фавеллы столицы Кыргызстана и после второй тюльпановой революции никуда не делись. Правда, оценки жителей насчет криминала разделились. Одни утверждают, что с уличной преступностью как в бакиевские времена, а другие настаивают на заметном улучшении ситуации.

Культура бизнес-кейсов для банды манапов оказалась за гранью понимания и восприятия. К примеру, в стране есть разведанные и экономически целесообразные месторождения полезных ископаемых. Инвесторам их не дают, поскольку месторождения уже записаны на местных агашек. А эти “большие мужчины” не могут изыскать ресурсы для начала разработки месторождений, ибо жадные, непорядочные и недоговороспособные. В итоге в Интернете можно увидеть массу кыргызов, которые неплохо устроились врачами и инженерами в других странах, потому что на родине их такого шанса лишили.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена