Издание “Open Democracy” опубликовало аналитическую статью Луки Ансельчи под названием “Change put on hold in Nazarbayev’s Kazakhstan | OpenDemocracy”.
Сначала несколько слов об авторе. Лука Ансельчи является преподавателем школы социальных наук университета “La Trobe”, который находится в австралийском городе Мельбурне. Как исследователь он специализируется в политике и международных отношениях Центральной Азии и Ближнего Востока. То есть он является политическим экспертом по нашему региону. И в том числе – по Казахстану.
В предисловии к его статье говорится так: “Президент Назарбаев остается главой государства в Казахстане в течение 23 лет (он находился на этой позиции до и после обретения страной независимости в 1991 году и находится и теперь). Состоявшиеся в 2011 году выборы фактически подтвердили его пожизненное пребывание в должности. “С переменами придется подождать”, — говорит Лука Ансельчи”.
В своей вышеназванной статье Лука Ансельчи прежде всего обращает внимание на ощущение политической стагнации, которая сегодня пронизывает Казахстан.
Речь, по его словам, идет об ощущении того, что “столь необходимые перемены откладываются до неминуемой, хотя и не неизбежной, смены руководства”.
Лука Ансельчи пишет: “Внешне казахстанское руководство продолжает продвигать свой имидж внутреннего динамизма и международного лидерства. Успех в получении передающегося по очереди председательства в таких престижных международных структурах, как Организация исламского сотрудничества и ОБСЕ, рассматривается как индикатор международной жизнеспособности Казахстана. Данные по ВВП и экономическая мощь часто оказываются призванными поддержать такую картину.
Но, когда наблюдатель заглядывает внутрь ситуации, создается впечатление, что политическая и экономическая эволюция Казахстана определенно вступила в промежуточный этап, в котором импульс 1990-х и 2000-х годов заменен неподвижностью, присущей к концу эпохи.
Практически каждая политическая беседа, ведущаяся в стране, рано или поздно затрагивает критической темы о том, что же произойдет, когда Назарбаев оставит власть. И дебаты по вопросу президентской (политической и биологической) долговечности, как правило, сопровождаются спекулятивными разговорами о существовании потенциальных механизмов передачи власти по заранее определенной схеме.
Именно через такую призму комментаторы анализировали кадровые перестановки конца сентября 2012 года, когда покинувший пост премьер-министр Карим Масимов был назначен руководить администрацией президента. Схожим образом, в декабре 2011 года отправление Тимура Кулибаева (одного из зятьев Назарбаева) в отставку с должности председателя “Самрук-Казына”, суверенного фонда Казахстана, вызвало много обсуждений о важности семейных связей для президентского правопреемства.
В Казахстане так же, как и в остальной постсоветской Центральной Азии, власть может оцениваться как функция близости человека к президенту. Таким образом, траектория карьеры Масимова может рассматриваться как значительное продвижение вверх по службе, а маргинализация Кулибаева — как ослабление его властной позиции.
Страна по-прежнему вязнет в спекулятивных разговорах на все лады, периодически усиливаемых новостями о пошатнувшемся здоровье Назарбаева. Все это время политические, экономические и социальные решения должны продолжать приниматься. И аппарат казахстанской внешней политики должен продолжать выявлять новые пути повышения международной легитимности режима. Узел, в который казахстанский режим вошел, оказывается, таким образом, в действительности политическим тупиком. На данный момент высокие цены на нефть продолжают помогать экономике Казахстана и поддерживать рекордный рост ВВП, хотя никаких гарантий тому, что это будет продолжаться, нет”.
***
© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена