“Daily Telegraph”: Борьба за водные ресурсы в Центральной Азии может спровоцировать не только “серьезное противостояние, но и войну”

Австралийская газета “Daily Telegraph” со ссылкой на информационное агентство AAP (“Australian Associated Press”) опубликовала статью под названием Water tensions overflow in ex-Soviet State”.

В предисловии к ней говорится так: “Бывшие советские республики Центральной Азии вовлекаются во все более ожесточенное противостояние по вопросу водных ресурсов, добавляя дополнительный элемент нестабильности в волатильный регион, соседствующий с Афганистаном”.

Далее уже в самой статье излагается следующее: “Планы в горных, но испытывающих недостаток энергии странах, Таджикистане и Кыргызстане, по строительству двух крупнейших в мире гидроэлектростанций привели в ярость их расположенного ниже по течению могущественного соседа в лице Узбекистана, который боится потерять ценную воду.

Россия, а также другие государства Центральной Азии, Казахстан и Туркменистан, тоже втянуты в спор, который восходит корнями ко временам распределения ресурсов при распаде Советского Союза в 1991 году”.

Вслед за этим автор статьи упоминает сделанное президентом Узбекистана Исламом Каримовым в ходе его сентябрьского визита в Казахстан предупреждение о том, что борьба за водные ресурсы в состоянии обострить напряженность до такой степени, что она может спровоцировать не только “серьезное противостояние, но и войну”. Поскольку высказывание главы соседнего государства, которое в данном случае имеется в виду, очень важно для нашей действительности, приведем его полностью: “К сожалению, они (подразумеваются Таджикистан и Кыргызстан – ред.) забывают, что Амударья и Сырдарья – это трансграничные реки. Если речь ведется о водных ресурсах, которые имеются в бассейнах внутри административных границ каждого государства – нет вопросов. Право каждого государства – решать так, как оно хочет, но когда речь идет о трансграничных реках, будьте добры, придерживайтесь общенародных норм и правил. Для этого существуют 4 конвенции, принятые ООН. А почему, вы думаете, эти вопросы обсуждаются ООН? А потому что сегодня многие эксперты заявляют, что водные ресурсы могут завтра стать проблемой, вокруг которой будут обостряться отношения и не только в нашем регионе. Все может усугубиться настолько, что это может вызвать не просто серьезные противостояния, но даже войны”.

Ислам Каримов, конечно, по-своему прав. Но, с другой стороны, практика в вопросе о том, что, “когда речь идет о трансграничных реках”, надо бы придерживаться “общенародных норм и правил”, за последнее время меняется. Причем – быстро и значительно. И посему теперь уже вовсе не редкость такие случаи, когда не только отдельные страны, но и просто два разных региона одного и того же государства, расположенные выше и ниже по течению определенной реки, никак не могут договориться по проблеме распределения ее воды. Для того, чтобы это утверждение не выглядело голословным, приведем конкретный пример. Он очень показателен, прежде всего, для нашей страны. Ведь ситуация с водой в Казахстане, особенно ее перспективы представляются куда более проблемными, чем в упоминаемой в связи с этим примером Испании, где одна область, Арагон, волевым порядком недодает воды другой области, Каталонии. Это вам уже не такие отдельные государства, как Таджикистан и Кыргызстан, с одной стороны, а также Узбекистан – с другой.

Речь тут, прежде всего, идет о стоке реки Эбро, которая проходит по их территориям. Наблюдатели отмечают, что “вода в Испании восстанавливает регион против региона, север против юга, правительство против оппозиции”. Когда город Барселона, столица провинции Каталония, почти исчерпала отпускавшуюся ей воду летом 2008 года, фонтаны оказались отключены и были введены жесткие ограничения. Правительство Каталонии выступила с просьбой о том, чтобы вода была передана из таких рек, как Эбро. И это спровоцировало яростную ссору между регионами.

В ответ столица Каталонии ввезла миллионы литров воды из Франции по морскому пути и ускорила работы на гигантском опреснительном заводе на краю города Барселона, который обещал поставлять 180 тысяч литров воды в день.

В Каталонии один политик заявил так: “Это непостижимо, что в рамках одной страны есть избыток воды в одном место и ее нехватка в другом месте. Еще более непонятно то, что они ожидают, что мы станем использовать воду из опреснительных заводов, которая дорога, и вынудит нас поднять цены”.

Другими словами, он как бы правомерно полагал, что раз все это происходит в одной стране, должно быть налажено в ее рамках перераспределение воды.

В Арагоне, который расположен западнее Каталонии и который находится выше по течению названной полноводной реки Эбро, с этим не согласны, Там считают, что находящиеся на восточном побережье Испании провинции и области не экономят воду так, как это полагается делать. Девиз представителей Арагона в этом вопросе таков: “Воды должно быть для всех, но не для всего”. То есть они считают, что норма по воде должна заключаться в том, чтобы ее хватало для личного потребления человека, но не для всякого дела. Арагон на этом и стоит. А между тем Барселона оказалась вынужденной покупать воду во французском Марселе и доставлять ее оттуда морем на танкерах. То есть свои соседи-соотечественники воду каталонцам недодают, так что приходится докупать ее за границей.

Описанная ситуация свидетельствует о том, что проблема воды обостряется даже в экономически и, что самое важное, климатически куда более благополучных, чем Казахстан и его центрально-азиатские соседи, странах. И у нас она в очень скором времени может оказаться поставлена ребром. Ибо вода быстро утверждается в роли стратегического товара и, соответственно, политического оружия. То, что описано выше, — это события внутри одной страны. Даже в таком случае споры из-за воды оказываются совершенно неразрешимыми. Кончается это теперь тем, что каталонское правительство, исходя из неразрешимости такого рода проблем в рамках единой Испании, заявляет о намерении провести референдум по независимости в течение 4 лет. А Мадрид не может ни заставить Арагон отпускать больше воды для Каталонии, ни убедить саму Каталонию отказаться от идеи объявления провинции независимым государством.

Если это так, то представляется, что Ислам Каримов больше прав тогда, когда говорит: “Все может усугубиться настолько, что это может вызвать не просто серьезные противостояния, но даже войны”.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена