Индийская экономическая газета “Hindu Business Line” опубликовала переданный из Нью-Дели репортаж под названием “India urges Kazakhstan to consider OVL buy”.
В нем говорится так: “Министр нефти и газа господин Вираппа Мойли в среду призвал Казахстан поддержать шаг корпорации “ONGC Videsh Ltd” по покупке акций в нефтяном месторождении Кашаган.
“ONGC Videsh Ltd” (OVL) и “ConocoPhilips” подписали соглашение о купле-продаже доли “ConocoPhillips” в нефтяном месторождении Кашаган. Мы надеемся, что предложение OVL по покупке 8,4-процентного пакета акций компании “ConocoPhillips” в месторождении Кашаган будет благосклонно рассмотрено консорциумом партнеров и правительством Казахстана”, — заявил Мойли в ходе своего выступления на 10-м заседании индийско-казахстанской межправительственной комиссии”.
В ноябре 2012 года появилось сообщение о том, что корпорация “ONGC Videsh Ltd” договорилась с американской нефтегазовой группой “ConocoPhillips” о приобретении у той 8,4 процента акций в гигантском месторождении Кашаган в Казахстане примерно за $5 млрд. Информация о том, что она собирается выставить на продажу свою долю в этом проекте, стала распространяться еще прошлым летом. Свыше четырех месяцев назад, а именно 30 августа информационное агентство “Bloomberg” передало репортаж под названием “Exxon, Shell Said Seeking Control of $46 Billion Kashagan” — “Exxon”, “Shell” заявили, что они добиваются контроля над проектом Кашаган стоимостью в $46 млрд.”.
В нем со ссылкой на посвященные в детали дела неформальные источники сообщалось, что американский энергетический титан “Exxon” и англо-голландский нефтегазовый гигант “Shell” требуют увеличения своих долей в консорциуме по освоению Кашагана. Тогда предполагалось, что они могут попытаться выкупить у группы “ConocoPhillips” ее 8,4-процентный пакет акций в этом проекте. Та, мол, планирует продать свои соответствующие активы по стоимости от $8 млрд. до $10 млрд. к середине 2013 года.
В начале октября 2012 года появилась информация, которая вроде как опровергала возможность такого варианта развития событий с продажей акций группы “ConocoPhillips”. Информационное агентство “Reuters” опубликовало 2 октября переданный из Астаны репортаж под названием “Kazakhstan sets eyes on ConocoPhillips Kashagan stake | Reuters”. В нем говорилось о том, что государство Казахстан, обладающее первостепенным преимущественным правом на покупку любого продающегося актива в осуществляемых на его территории нефтегазовых проектах, стремится приобрести пакет акций группы “ConocoPhillips”.
Но уже через месяц с лишним выяснилось, что индийцы в гонке за эту долю в консорциуме по освоению месторождения Кашаган опередили как американского энергетического титана “Exxon” и англо-голландского нефтегазового гиганта “Shell”, так и казахстанскую национальную нефтегазовую компанию “КазМунайГаз”.
Уже был случай, когда доля в этом проекте продавалась, и нашлись для нее реальные покупатели, а сделка все же не состоялась из-за несогласия других акционеров. Почти десять лет тому назад, а именно в 2003 году группа “British Gas” попыталась продать свой пакет акций двум китайским структурам “China National Offshore Oil Corporation” (CNOOC) и “Sinopec”. Попытка была заблокирована. В 2004 году эта доля оказалась поделена между правительством Казахстана и другими действующими участниками консорциума. За нее было выплачено покупателями примерно $1,2 млрд.
В январе 2008 года национальная компания “КазМунайГаз” увеличила свою долю в проекте по освоению Кашагана. И произошло это по завершению продолжавшихся в течение нескольких месяцев во второй половине 2007 года споров между кабинетом министров Казахстана и иностранными участниками соответствующего консорциума. Старт им был дан заявлением тогдашнего премьер-министра РК Карима Масимова о том, что “национальная углеводородная компания “КазМунайГаз” должна стать сооператором” самого большого на сегодняшний день месторождения в районе Каспийского моря.
Этот конфликт, воспринимавшийся поначалу как одна из тех спорных ситуаций, которые время от времени возникают в процессе развития отношений правительства с транснациональными нефтяными компаниями, осваивающими крупнейшие месторождения страны, вылился в настоящее и, что самое главное, продолжительное масштабное дело. В смысле – в тяжбу.
Из нее Астана вышла в начале 2008 года победительницей. Тогда было достигнуто соглашение об увеличении доли “КазМунайГаза” в консорциуме. Прежний расклад долей в проекте был таков: “Eni”, “Total”, “ExxonMobil” и “Shell” — по 18,52%, “ConocoPhillips” — 9,26%, “КазМунайГаз” — 8,33%, “Inpex” — 8,33%. Согласно договоренности, достигнутой в начале 2008 года, “Eni”, “Total”, “ExxonMobil” и “Shell” должны были передать каждая по 2% “КазМунайГазу”, доля которого в проекте возрастала до 16,5%. Таким образом, национальная компания вливалась в ряды мажоритарных акционеров.
В ответ группа, возглавляемая указанными четырьмя компаниями, должна была получить порядка $1,8 млрд. в качестве компенсации. Такая сумма являлась отражением 15-процентного дисконта к чистой стоимости проекта на то время, базирующейся на предположении о долговременной цене барреля нефти на уровне 60 долларов.
Общий эффект от изменения – это потеря стоимости порядка $1,3 млрд. для каждой из названных иностранных компаний. Если отталкиваться от этого представления, наибольшими казались отрицательные последствия для “Eni” – на уровне порядка 1% ее рыночной капитализации. Так, Казахстан, который еще за несколько лет до того не имел никакой доли в проекте Кашаган, в два приема сделался одним из крупнейших его акционеров.
Дальше — больше. В октябре 2012 года Сауат Мынбаев, казахстанский визави вышеназванного индийского министра нефти и газа Вираппы Мойли, заявил о том, что его правительство стремится приобрести пакет акций, который американская нефтяная компания “ConocoPhillips” готова продать. Глава “КазМунайГаза” Ляззат Киинов в подтверждение такого заявление сказал, что его компания “проявляет интерес” к покупке доли “ConocoPhillips”.
Но почему тогда в итоге американцы, зная об официально заявленном интересе казахстанской стороны к покупке их пакета акций и о том, что она обладает первостепенным преимущественным правом на покупку их актива в случае его выставления на продажу, подписали соглашение о купле-продаже доли с индийцами? Непонятно и то, отчего же же индийский министр нефти и газа Вираппа Мойли призывает Астану поддержать желание корпорации “ONGC Videsh Ltd” купить долю компании “ConocoPhillips”, если его казахский коллега в свое время недвусмысленно дал понять об аналогичном стремлении Казахстана.
Ведь ни министерство нефти и газа РК, ни “КазМунайГаз” пока не заявляли публично об утрате интереса к приобретению этого пакета акций.
И потом еще неизвестно, какой окажется позиция американского энергетического титана “Exxon” и англо-голландского нефтегазового гиганта “Shell” в отношении заключенного между компанией “ConocoPhillips” и корпорацией “ONGC Videsh Ltd” соглашения. Каждый из них способен заблокировать вхождение OVL в проект по освоению Кашагана. Пока известно лишь одно.
Сделка компании “ConocoPhillips” с корпорацией “ONGC Videsh Ltd” одобрена итальянской группой “Eni”, которая также является мажоритарным акционером в этом консорциуме. В связи с такой новостью можно сказать вот что. Как полагают нефтяные эксперты, сделанный в свое время выбор “Eni” в качестве оператора этого проекта был не совсем оправданным. Пьер Терзиян, директор журнала “Petrostrategies” (“Нефтяные стратегии”) в связи с этим говорил так: “В таких проектах берется в расчет величина операторов. “Eni” не был оснащен для этого, но Казахстан его и выбрал, потому что не хотел какого-нибудь гиганта типа “ExxonMobil” или “Shell”.
Сейчас, судя по некоторым сведениям, “Exxon” и “Shell” не только требуют увеличения своих долей в проекте по освоению Кашагана, но и добиваются того, чтобы им под контроль была передана вся деятельность соответствующего консорциума крупных иностранных корпораций и местной национальной компании “КазМунаГаз”. Так что столь скорое одобрение группой “Eni” сделки компании “ConocoPhillips” с корпорацией “ONGC Videsh Ltd” выглядит в некотором роде, как попытка, направленная на недопущение укрепления позиции американского энергетического титана и англо-голландского нефтегазового гиганта в проекте по освоению Кашагана.
А какова же в данном случае позиция Казахстана? Такой вопрос задавался индийскими репортерами заместителю министра нефти и газа РК Болату Акчулакову, который присутствовал на 10-м заседании индийско-казахстанской межправительственной комиссии. Его ответ был таков: “Прямо сейчас я ничего не могу сказать по этому поводу. Это очень трудно. Я не в состоянии комментировать”. Он сказал, что решение об одобрении или неодобрении сделки должно быть принято соответствующими министерствами в свое время.
Как бы то ни было, как казахстанская национальная компания, так и другие партнеры по проекту Кашаган должны дать свои ответы в отношении соглашения компании “ConocoPhillips” с корпорацией “ONGC Videsh Ltd” до 25 января. А вот правительство Казахстана для выработки и оглашения своей позиции имеет больше времени. Оно может тянуть с ответом до 25 мая. Именно к нему и обратился с призывом поддержать шаг корпорации “ONGC Videsh Ltd” по покупке акций в месторождении Кашаган индийский министр нефти и газа Вираппа Мойли.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена