Представитель комитета регионального развития МЭРТ РК Ерасыл ЖУМАНБАЕВ: С акимов моногородов спросят за каждый государственный тиын

О том, сколько средств и на что будет выделено в 2013 году каждому городу из списка депрессивных, кто ответит за расходование средств и какую пользу смогут извлечь жители городов

Астана. 11 января. КазТАГ – Айгуль Тулекбаева. Жители Аркалыка, Абая, Жанатаса, Рудного с нетерпением ждут перемен: уже в 2012 году власть выделила 27 населенным пунктам в общей сумме Т6 млрд согласно государственной программе развития моногородов на 2012-2020 годы. С октября освоены почти все деньги. О том, сколько средств и на что будет выделено в 2013 году каждому городу из списка депрессивных, кто ответит за расходование средств и какую пользу смогут извлечь жители городов, публикуемое интервью с начальником управления комитета регионального развития министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) РК Ерасылом Жуманбаевым.

***

— По нашим сведениям, люди, зависимые в своей социальной жизни от одного – градообразующего – предприятия, огромные надежды возлагают на способность власти решить десятилетиями копившиеся проблемы. Вы лично бывали в моногородах, чтобы как-то убедиться, куда расходованы государственные деньги?

— Конечно. Взять, к примеру, Кентау Южно-Казахстанской области. Там ситуация, как вы знаете, не из благополучных. Но во время посещения города мы увидели, как он за счет благоустройства преобразился. Несмотря на то, что средства были небольшие – около Т250 млн, эффект получился значительным. Появились детские дворовые площадки, отремонтированы отопительные системы одной из школ города и здания дворца культуры, освещены улицы, убраны горы мусора и так далее. Все это вызывает у жителей позитивный настрой.

Ранее такие города напрямую не финансировались, трансферты республиканского бюджета уходили, в основном, в областные центры. Но вот стартовала программа и почти Т6 млрд освоены. Результатом стали благоустроенные улицы, отремонтированные дороги, восстановленные котельные… В целом уже реализован 171 проект.

— Чего ждать в этом году, активно ли пойдет программа дальше?

— Приведу цифры, они вполне красноречивы. В 2013-ом предусмотрено средств почти в 6 раз больше, чем в прошлом году — Т34 млрд. Эти деньги пойдут на инфраструктурные, инженерные проекты, на субсидирование кредитов, обучение предпринимательству, на микрокредитование по механизму программы “Занятость-2020”. А также на гранты в рамках “Дорожной карты бизнеса” и создание центров по поддержке предпринимательства.

Если рассмотреть по городам, получается такая картина: большая доля денег идет в Карагандинскую область, потому что здесь 8 моногородов из 27. Из Т34 млрд мы выделяем этой области Т11,4 млрд. Например, Темиртау — Т3,3 млрд, городу Абай — Т873 млн, Балхашу — Т1,5 млрд, Жезказгану — Т1,7 млрд, Каражалу — Т405 млн.

В Восточно-Казахстанской области 4 города получают около Т4 млрд: Курчатов — Т340 млн, Риддер — Т2,2 млрд, Зыряновск — Т870 млн и Серебрянск — Т260 млн.

Город Кентау в Южно-Казахстанской области получит Т1,2 млрд к уже выделенным и освоенным в прошлом году. Жамбылской области выделяется Т1,6 млрд, из них Жанатас получает Т824 млн и Каратау — Т735 млн.

В западных областях по 1 моногороду. В Актюбинской области Хромтау получает Т470 млн; в Атырауской – для города Кульсары направлено Т1,2 млрд, в Западно-Казахстанской области городу Аксай бюджет дает Т957 млн.

— Согласитесь, люди щепетильно относятся к распределению средств. Объясните главные принципы расчета: кому и сколько.

— Мы исходим из численности населения. Для сравнения, в Темиртау 179 тыс. жителей и город получит больше, чем, скажем, Серебрянск, где проживает 10 тыс. человек. Темиртау в 2012 году выделено Т618 млн, в этом запланировано — свыше Т2 млрд. Серебрянску было направлено Т35 млн, а в 2013 году — около Т170 млн.

— Но кто будет контролировать расходы?

— Местные исполнительные органы, акимы моногородов. С каждым подписывается соглашение. Акимы будут отчитываться за каждый израсходованный тиын. Помимо финансового мониторинга запланированы выезды в моногорода представителей отраслевых госорганов и нашего министерства. Кроме того, есть экспертная группа из числа депутатов по реализации названной программы.

— Решает ли программа проблему аварийного жилья и брошенных домов? В Аркалыке, например, целые микрорайоны из разбитых и пустующих домов, а равно школ и магазинов. Зрелище не для слабонервных. А на дворе – XXI век…

— Действительно, дома, которые портят облик города и влияют на настроение жителей, подлежат сносу. По данным местных властей, таких домов по всем моногородам — 579. Из них только 179 строений находятся в коммунальной собственности, остальные — в частной. На бюджетные средства мы можем сносить только те дома, которые числятся в коммунальной собственности.

Мы определили для сноса аварийное и брошенное жилье в 4 городах: Аркалык-104 дома, Абай-56 домов, Жанатас-117 домов и Каратау- 18 домов. Учтите, я перечислил общее количество подлежащих сносу домов. На данный момент могу сказать, что по Абаю, Жанатасу, Каратау документация для перевода недвижимости в коммунальную собственность готова, и мы эти вопросы уже планируем решить до 2014 года. Остальным местным исполнительным органам необходимо дела форсировать.

Сложность ситуации в чем, ведь эти дома либо брошены местными, либо у каждой квартиры по документам числятся хозяева, которые переехали в Россию или в другие страны. Поэтому в данном случае предстоят судебные процессы. По Аркалыку — соответствующие иски поданы в суд. Скажу условно — там более 2 тыс. квартир, по которым необходимо решить юридические вопросы. То есть, предстоит буквально поквартирно признать дома бесхозными, а уже потом перевести в коммунальную собственность. Но, если где-то, например, дом развалился, то его сразу признают бесхозным, без исков.

Однако процесс затянулся. Думаю, что вскоре проблема решится, и из общих Т1,5 млрд мы выделим деньги для Аркалыка — на снос 17 домов в 2013 году. Отмечу, что по планам, к 2015 году в моногородах не должно быть аварийных домов.

— Хорошо, аварийные дома снесут. А новые-то появятся?

— Да, планируется строительство арендного жилья по механизмам программы “Занятость-2020”. На 2013 год заявлен один моногород: в Риддере будет идти строительство 12 пятиэтажных домов. На эти цели в 2013 году Риддер получит Т949 млн, в 2014 – Т1,2 млрд и к 2015 году -Т1,3 млрд.

В квартиры будут заселены самозанятые, безработные, малообеспеченные, работники градообразующего предприятия. Распределением жилья займутся местные власти.

— В каких еще городах будет строиться жилье по этой программе?

— Прежде всего, в городах с высоким потенциалом развития. При разработке программы мы условно сгруппировали города по трем категориям: с высоким, средним и низким потенциалом. Высокий потенциал развития подразумевает высокую численность населения, свыше 100 тыс. жителей, и эффективно действующее градообразующее предприятие. В первой группе 6 моногородов — Темиртау, Экибастуз, Рудный, Риддер, Аксу, Хромтау.

Средний потенциал – это города, где предприятия частично или вообще не работают. К ним относятся Жанаозен, Жезказган, Балхаш, Сатпаев, Степногорск, Кентау, Шахтинск, Сарань, Кульсары, Лисаковск, Житикара, Текели, Абай, Курчатов и Серебрянск, Каражал, Каратау и другие.

К низкому потенциалу относятся 2 города – Аркалык, где проживает 27,6 тыс. человек и Жанатас — 21 тыс. человек.

Но вот еще что важно: строительство арендного жилья по программе развития моногорода зависит еще и от местных исполнительных органов. Поэтому показателем станет то, будут ли акимы подавать нам соответствующие заявки.

— Ерасыл Темирбекович, по всему, люди в моногородах ищут себе занятие сами, особенно, если градообразующее предприятие еле дышит, либо вообще остановлено. Есть ли в МЭРТ свежие данные о количестве самозанятых в таких населенных пунктах?

— Доля самозанятых в них варьируется от 5-9% до 40-50% от количества экономически активного населения. Первый показатель демонстрирует положение дел в городах Экибастуз, Аксай, Курчатов. Второй, — удручающий, — в городах Жанатас, Серебрянск, Житикара, Каратау, Аркалык.

При этом в среднем по моногородам республики самозанятых около 20-25% от количества трудоспособных. Такая картина в Риддере, Аксу, Шахтинске, Степногорске, Сатпаеве и других.

— Самозанятые – это потенциальные бизнесмены, люди, способные легально открыть свое дело, содержать себя и свои семьи. Как показывает зарубежный опыт, малый и средний бизнес обычно формирует 40-50% ВВП страны. Намерено ли государство поддерживать становление МСБ через названную программу и именно в таких, проблемных городах?

— Эта часть тоже прописана в разработке. С 2013 года банки второго уровня вовлекаются в программу кредитования малого бизнеса; будут субсидированы процентные ставки по кредитам без отраслевых ограничений; получит развитие производственная инфраструктура.

Людям будут предоставлять гранты на создание новых производств в размере от Т1,5 млн до Т3 млн. Эти гранты станет распределять региональная комиссия.

Также жители моногородов смогут получить микрокредиты, в частности, самозанятые, малообеспеченные, безработные, оралманы. Условия – на 5 лет до Т3 млн. Ставка в зависимости от специфики региона и администраторов будет варьироваться от 5 до 9%. То есть, максимум — 9%.

— Каковы приоритеты при распределении кредитов?

— Для организации собственного дела. Это первое. Второе — будет учитываться количество создаваемых новым предпринимателем рабочих мест. Например, потенциальный заемщик открывает цех по производству хлебобулочных изделий. При рассмотрении документации мы будем смотреть, сколько людей он сможет трудоустроить.

— В принципе, для республики микрокредитование – не новшество. Почему же микрокредитами были обделены моногорода? Да и опасения у людей бытуют: средства могут попросту разворовать, что называется, на подступах…

— Программа микрокредитования за 2 года показала достаточно хорошие результаты, и мы теперь распространяем ее действие на моногорода. И здесь механизм выдачи микрокредитов будет другой. Деньги выделяются через уполномоченную региональную организацию микрокредитным организациям (МКО), либо в кредитные товарищества, создаваемые из числа получателей.

При этом все будет решаться на региональных комиссиях из числа всех заинтересованных сторон. Так что, думаю, бюджетные деньги найдут своих адресатов.

— Насколько известно, в рамках программы планируется привлечение стратегических инвесторов. По-вашему, кто-то решит инвестировать в город, где стоит основное производство? Стоит ожидать каких-то результатов или это просто громкие заявления?

— По каждому моногороду в их комплексных планах, рассмотренных на центральном уровне и принятых маслихатами, отражены инвестиционные предложения для привлечения стратегических инвесторов.

Например, по городу Жанатас или Каратау могу сказать, что ведется работа по привлечению стратегического инвестора — российского АО “ЕВРОХИМ” с созданием ТОО “Еврохим-Удобрение”. Еще 7 июня 2012 года подписан контракт на добычу. Будет строиться горнорудный комплекс со сроком реализации до 2018 года. Со стороны ТОО “Еврохим-Удобрения” предусматривается предоставление денежных средств на восстановление и развитие социальной инфраструктуры названных городов.

Также, в рамках программы, юридическим лицам, реализующим инвестиционные стратегические проекты в моногородах с низким и средним потенциалом, будут предоставляться промышленные льготы путем возмещения или оплаты части их затрат на газ, электроэнергию, приобретение земельного участка и покупку зданий и сооружений.

Помимо привлечения инвесторов у нас предусмотрены якорные проекты в каждом моногороде. Якорный проект – это объемная разработка, финансируемая из республиканского бюджета, госпрограммы ФИИР либо за счет собственных средств предприятия. На таком проекте должно быть создано не менее 100 постоянных рабочих мест во время строительства и еще 100 — во время его действия.

Так, например, в городе Абай будет построен колбасный цех с проектной мощностью до 10 тонн продукции в сутки и убойный пункт до 20 голов в сутки с созданием 100 рабочих мест.

Кроме того, предусмотрена модернизация градообразующих предприятий. Так, на 2013-2015 годы запланировано строительство угледобывающей шахты “Абайская- Наклонная”, с добычей и обогащением угля по инновационной технологии, с созданием 1400 рабочих мест. Аналогичные планы приняты по каждому городу.

— Нельзя не упомнить еще об одной большой проблеме – коммунальной — по-прежнему острой во множестве населенных пунктов. Стоит назвать замерзший в прошлом отопительном сезоне Шахтинск. Будут ли решаться проблемы ТЭЦ в контексте программы?

— Ремонтные работы успешно проведены на нескольких ТЭЦ. Например, в Аркалыке провели капремонт по трем проектам на сумму около Т100 млн. Заменили резервуар для технической воды, котел и так далее. В городе Сарань проведены ремонтные работы системы отопления на котельных на сумму Т30 млн. В 2013 году планируем отремонтировать оборудование котельной в Житикаре. Сейчас принимаем проекты и по другим котельным.

— Вы говорите о ремонтах. Но сколько можно латать древнее оборудование? Новые-то ТЭЦ будут построены?

— В проекте нового комплексного плана Аркалыка была новая ТЭЦ. Но комплексный план еще не принят. Поэтому говорить о ней пока рано.

В других моногородах — Житикаре, Лисаковске, Каратау, — речь идет о реконструкции действующих ТЭЦ.

— Делаю вывод, что вы, сообразно программе, прогнозируете моногородам светлое будущее…

— Почему нет? Людям нужен налаженный быт и работа, соответствующее социо-культурное окружение. Ведь сохранение высокого уровня бедности и есть прямое следствие проблем на рынке труда, отсюда тот факт, что среднедушевые доходы в моногородах не достигают областного уровня. Например, в городах Аркалык, Кентау, Балхаш, Сарань среднедушевые денежные доходы составили 80-85% к среднеобластному уровню, а в городе Хромтау — 73%. В индикаторах же программы указано, что доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится до уровня не более 6% .

Сейчас уровень безработицы в моногородах в целом сохранятся от 6% до 8%. По результатам программы к 2015 году ожидается снижение безработицы в моногородах до 5,5%. Одно это вдохнет в них новую жизнь.

Кроме того, к 2015 году в таких населенных пунктах будет в 2 раза больше малых предприятий, чем в 2011 году. Например, в Степногорске их число вырастет до 402, и это основано на реальных расчетах. Как, собственно, и вся программа развития моногородов Казахстана.

— Спасибо за интервью!

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена