Космические разборки, разногабаритная китайская нефтяная экспансия, враги врагов, смерть генерала, щепки леса

В Зоне Казнет-внимания

“В эпоху передовых технологий неэффективность –
страшный грех перед Господом”.

Олдос Хаксли

Змея по идее летает не так хорошо, как Дракон, а потому вряд ли год под ее эгидой сможет дать прорыв в деле освоения космоса на евразийских просторах. Вот и российские ноты протеста в связи с заявлениями главы “Казкосмоса” Талгата Мусабаева по Байконуру (городу и космодрому) и совместным российско-казахстанским проектам в космической индустрии не привели к какому-либо окончательному решению. Жители Казнета этим космическо-коммерческо-дипломатическо-политическим “теркам”, перешедшим в фазу позиционной войны на изматывание не дают остывать. Если подвести среднюю результирующую, то она располагается между “погнали наши городских” и “как бы вместе с грязной водой не выплеснуть ребенка” (в смысле “ушатать” Байконур).

Некоторую комичность ситуации, когда первоначальный проект космического носителя “Байтерек” по ходу реализации вырастает в семь раз, а заключенный на десятилетия международный договор по аренде на уровне правящей элиты мало кем воспринимается как нечто незыблемое, придают американские космические частники. В истории человечества вообще наступает новая эра – малая фирма с численностью менее тысячи человек за шесть лет разработала, построила и испытала два носителя и один 10-тонный космический корабль. Теперь этот самый “SpaceX”, где хозяином Элон Маск (тот самый, что основал платежную систему PayPal – электронные деньги), готовит новый прорыв. В Интернете широко гуляет ролик тестового испытания “Кузнечика” – многоразовой ступени-носителя. Он удачно взлетел на 45 метров и сел. На этой почве комментаторы “в теме” замечают, что пока Кремль и Акорда меряются болезненными амбициями, поезд мирового космического прогресса может уйти в заоблачную даль. А наследники державы, где солдаты из стройбата когда-то за полтора года построили первый байконурский космический старт, не могут доставшееся им наследство содержать на должном уровне, не говоря уже о его приумножении.

Еще Казнет пытался считать сколько же на самом деле казахстанской по форме нефти по сути является китайской. Цифры очень сильно отличаются. Впрочем, также как официальные и независимые исследования. Комментаторы как интернет-вид официальной статистике верят очень мало, а точнее не верят вообще. Тем более, когда речь заходит о “черном золоте”. Хотя кое-кто в комментах стебается, что в Западном Синцзяне (не путать с действующим “Восточным”) китайцы быстро наведут порядок в нефтяной отрасли, почему-то продвижение в данном направлении большинство жителей Казнета не радует. Не очень хочется жить в системе, где пашешь как видный стахановец, а твой рацион горсть риса и чашка бобов в день. Побывавшие в Китае сообщают, что там уже масса экономических позиций, на фоне которых местные рядовые работники “нефтянки” просто голодранцы.

Патриотический фактор можно вычленить отдельно. При варианте Западного Синцзяна спор о кириллице и латинице в казахском языке теряет смысл, поскольку на первое место автоматически выходит иероглифическое письмо. Многим нравится даже коррупционно-депрофессиональная независимость по сравнению с хорошим порядком, потому что дурдом родной, а порядок – чужеродный. Да и судя по общей информации, слухи о порядке в Китае несколько преувеличены. Если в Казахстане ввести аналогичный китайскому перечень расстрельных статей, то плотность населения с 6 человек на квадратный километр быстро упадет до 5. С другой стороны, если посмотреть на перспективу, то потом при порядке можем и до 15 дойти. Но болезненная фаза первоначального привыкания к хорошим вещам сильно пугает – все мерещатся Карлаг да АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины).

Тенденция. В Казнете появилось много рассыльных (то есть через электронную рассылку) материалов на русском языке, где пусть и с орфографическими и стилистическими ошибками, однако мощно, целенаправленно и последовательно проводится антикыргызский тренд на материале Ошской и Баткенской областей Кыргызстана. В основном это касается беспредела кыргызских силовиков и бандитов по отношению к этническим узбекам – гражданам Кыргызской Республики различной степени зажиточности. Антиузбекские материалы происхождением из Кыргызстана только начали поступать. Правда, ситуация усугубляется тем, что если узбеки бьют в кыргызскую гипертрофию “титульности” (мол, раз представитель титульного этноса, так и господин, а все нетитульные рабы), то в кыргызских материалах обида на всех подряд, в том числе на казахов. Например, казахи, пользуясь коррумпированностью и беспринципностью киргизских чиновников, “забрали” Каркыру. А места там красивые и лечебные, теперь доходы получают туроператоры из Казахстана вместо кыргызских.

Кыргызский плач о своей несчастной независимости выглядит как минимум странно. Соседей обвиняют в том, что они пользуясь продажностью киргизских чиновников не думают о киргизском народе, а ищут только свою выгоду. Жители Казнета на этой почве недоумевают. Почему казахские, узбекские, русские и китайские чиновники должны думать о киргизском народе, если он киргизским чиновникам не нужен?!

Неожиданная смерть начальника ДВД Карагандинской области генерала полиции Нурлана Рахимберлина вызвала конспирологические вопросы. Одни комментаторы сразу бросились искать в этом пресловутую войну кланов, ведь на 2013-ый год наблюдатели обещают борьбу властно-финансовых кланов за контроль над силовыми структурами, чтобы потом мочить друг друга в постназарбаевский период. А Карагандинская область в смысле МВД не рядовая – в ней сосредоточен самый большой контингент внутренних войск. Другие комментаторы на это отвечали, что только идиот мог устранить генерала Рахимберлина. Тот все равно через два месяца собирался уходить на пенсию. Он даже в дела службы на этой почве влезал по минимуму, готовясь проводить 53-ий год своей жизни в дачах, охотах и рыбалках. Вот только они замечают, что официальная формулировка “в результате тяжелой болезни” явно не подходит. Генерал был бодрый и на здоровье особо не жаловался. С другой стороны давно известно, что в Казахстане нет здоровых людей, а есть недообследованные.

Продолжается давление на аблязовские, проаблязовские и гипотетически аблязовские структуры. Вот и пациентозащитная организация ОФ “Аман-саулык” публично жалуется на то, что уже три недели прошло с тех пор, как офис фонда был незаконно и безосновательно обыскан и опечатан. Без предъявления постановления, без приглашения понятых. Все компьютеры и прочая оргтехника изъяты, офис опечатан, у сотрудников нет доступа к архиву и документам… Одни комментаторы активно поддерживают действия властей под лозунгом “чтобы и духа Мухтара Аблязова в стране не осталось”. Другие считают охоту на ведьм неоправданно затянувшейся. Третьи указывают на то, что пострадают в первую очередь пациенты. Бахыт Туменова медицинские проблемы знает хорошо и кому-кому, а нуждающимся в медицинской помощи от нее была большая практическая польза. В общем, лес рубят – щепки летят.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.