“Global Times”: Казахстан и Россия оказались бы основными проигравшими при разделении Каспийского моря так, как хочет Иран

Но вопрос заключения Конвенции о правовом статусе Каспия все так же, как и прежде, остается открытым

Китайское англоязычное издание “Global Times” опубликовало статью под названием Caspian states no closer to resolving issue of division of resources.

В ней говорится о том, что 2012 год не стал решающим годом для пяти прикаспийских государств – Азербайджана, России, Казахстана, Туркменистана и Ирана — в плане урегулирования правового статуса Каспийского моря.

Азербайджан, Казахстан и Россия хотят разделить шельф Каспийского моря на национальные секторы с исключительными правами на разведку и разработку его богатств, оставляя при этом море открытым для навигации.

Туркменистан, который недавно обнаружил нефть в своем национальном секторе, начал также потихоньку менять свою позицию с тем, чтобы она у него сблизилась с точкой зрения Баку, Астаны и Москвы.

Иран остается единственным прибрежным государством, которое решительно выступает против разделения Каспийского моря на национальные секторы. Почему? На такой вопрос в статье из “Global Times” дается такой ответ: “Иран остается единственной проигравшей стороной на Каспийском море. Если разделение на секторы превалирует, Иран получит наименьшую долю.

Тегеран хочет, чтобы каждому государству досталось 20 процентов от моря. В действительности такое разделение выгодно Азербайджану с Туркменистаном, доля каждого из которых на Каспии составляет менее 20 процентов.

Казахстан и Россия оказались бы основными проигравшими при таком разделении. Однако Азербайджан по сию пору является единственной страной, которая выступает против иранских экспансионистских движений, так как будущий конфликт на Каспийском море может возникнуть между этими двумя странами из-за споров по вопросам принадлежности нефтяных месторождений”.

Трудно надеяться на решение этими государствами рассматриваемого вопроса в 2013 году. Такое заключение делается в завершающей части вышеназванной статьи из издания “Global Times”.

Одним словом, пока что говорить о достижении компромисса между прикаспийскими государствами для последующего заключения Конвенции о правовом статусе Каспия не приходится.

Сказанное выше еще вот чем можно дополнить. Проект такого межгосударственного соглашения, если оно будет выработано, может быть предложено к рассмотрению глав соответствующих государств на их встрече. Первый саммит прикаспийских стран состоялся свыше десяти лет тому назад в туркменской столице Ашгабат. Вторая такая встреча проходила в сентябре 2007 года в иранской столице Тегеране. Третья – в ноябре 2010 года в азербайджанской столице в Баку.

С тех пор, как состоялся первый саммит прикаспийских стран, многое в той общей ситуации, которая касается государств, граничащих друг с другом через Каспий, изменилось. Юридический статус этого моря до сих пор не определен. Не решил этот вопрос как второй, так и третий саммит.

Между тем уже осваиваются месторождения на шельфе Каспия и усиленно продвигаются проекты по прокладке трубопроводов через него для транспортировки нефти и газа из Центральной Азии в Закавказье и далее на Запад.

В эти дела, так или иначе, вовлечены или вовлекаются все четыре бывшие советские, ныне независимые прибрежные республики. Иран как пятая прикаспийская страна пока что представляется скорей оппонентом подобных проектов, чем их активным участником.

Поэтому нет, думается, ничего удивительного в том, что в Тегеране внимательно следят за всеми новыми межгосударственными затеями в принадлежащих постсоветским государствам частях Каспийской зоны и дают им свою оценку, разительно отличающуюся от российских, центрально-азиатских и западных представлений о них же.

Он намерен отстаивать свою точку зрения в общих для прикаспийских стран вопросах. И с этим приходится считаться.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.