“Reuters”: Казахстан наращивает добычу урана в условиях почти 2-кратного снижения цен на него с марта 2011 года

Но куда должны последовать отходы от казахстанского топлива после того, как оно будет использовано?!

Издание “Business Recorder” со ссылкой на информационное агентство “Reuters” опубликовало репортаж под названием Kazakhstan’s 2012 uranium output up at 20,900 T.

В нем говорится так: “Казахстан в 2012 году увеличил добычу урана до 20 900 тонн с 19 450 тонн годом ранее, укрепляя свою позицию ведущего производителя этого металла с 37-процентной долей в глобальной продукции”, — сообщило в четверг АО “НАК Казатомпром”.

Компания “Казатомпром” заявила, что его собственная продукция составила 11 900 тонн или свыше 20 процентов мировой добычи урана, который используется для изготовления ядерного топлива.

“Казатомпром”, где работает более 24 000 человек, экспортировала 9 260 тонн уранового концентрата для обслуживания своих контрактов в 2012 году”, — сообщила компания в своем заявлении.

Глава “Казатомпрома” Владимир Школьник сказал, что Казахстан планирует увеличить добычу урана до 25 000 тонн к 2015 году.

Казахстан, который располагает более чем 15 процентами мировых запасов урана, уступая только Австралии, обошел в 2009 году Канаду в качестве крупнейшего в мире производителя. В стране нет атомных электростанций, и она не использует никаких урановых побочных продуктов”.

Планы по увеличению производства в условиях, когда сложилась устойчивая рыночная конъюнктура, выгодная для покупателя, все же вызывают удивление. Может, стоило бы, образно говоря, попридержать коней.

В настоящее время наиболее важными эксплуатируемыми резервами обладают Австралия, Канада и Казахстан. Однако, согласно последним исследованиям, продукция шахт практически не покрывает более 55% годовых потребностей индустрии – оцененных в 66500 тысяч тонн на 2007 год.

То есть сейчас в мире есть дефицит шахтного урана. У нас сознание обывателя привыкло связывать перспективы укрепления позиции экономики Казахстана на международном рынке с нефтегазовой отраслью республики, тогда как там зависимость от нашего углеводородного сырья куда менее существенна зависимости от некоторых других видов производимых у нас же богатств.

Назовем, к примеру, все тот же уран. Ведь если по производству нефти Казахстан входит в первую двадцатку стран, а по экспорту пшеницы в первую пятерку, то по запасам урана страна занимает место в первой тройке.

В начале 1990-х годов очень много говорилось о том, что Казахстан вскоре, благодаря своей нефти, станет “вторым Кувейтом”. О перспективах урановой промышленности тогда в стране, которая только недавно закрыла ядерный полигон и отказалась от атомного оружия, как бы не очень корректно было говорить. Поэтому о них в те времена не очень-то принято было распространяться. Теперь-то выясняется, что как раз они-то и были наиболее реальными.

По нефти до сих пор рисуются радужные картины, но все так же, как когда-то, лишь в связи с отдаленным будущим. Так что “второго Кувейта” тоже нет. Во всяком случае, пока еще.

А вот по урану картина, судя по данным компании “Казатомпром”, благостная уже сейчас. Перспективы же смотрятся просто ошеломляюще. НАК “Казатомпром” производит сейчас многие тысячи тонн урана в год. Благодаря этому, по такому показателю страна за последние годы вошла в число ведущих стран, а потом стала единоличным лидером в мире. Но компания не намерена останавливаться на достигнутом уровне. Там разработана программа развития структуры до 2030 года. Результаты этой работы позволили руководству “Казатомпрома” поставить цель стать к 2028 году крупнейшим в мире производителем урана. Но это ему уже удалось. Теперь речь, видимо, может идти о закреплении на такой позиции.

Но тут возникает такой вопрос. Компания “Казатомпром”, расширяя географию стран, куда она берется поставлять ядерное топливо, по сути, должна обязываться принимать потом их отходы. А это означает реализацию старого проекта захоронения радиоактивных отходов, от которого Казахстан в лице своего правительства вроде как отказался уже. Но, с другой стороны, развитые страны, где имеются атомные электростанции, вряд ли оставят у себя опасные остатки казахстанского топлива после того, как оно будет использовано. До сих пор же было известно лишь о протестах общественности европейских стран против транспортировки туда ядерных отходов из Японии. Если теперь топливо на японские реакторы, при возобновлении их работы при новом премьере страны Синдзо Абэ, который уже обязался снова запустить их, будет поставляться из Казахстана, угадайте с трех раз, куда же потом должны будут последовать отходы?! То-то и оно.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.