Издание “Business New Europe” опубликовало репортаж под названием “Kazakhstan still mulling acquisition of Kashagan stake” — “Казахстан, все еще обдумывает приобретение пакета акций в проекте по освоению Кашагана”.
В нем говорится так: “Казахское правительство 4 февраля заявило о том, что оно все еще обдумывает, следует ли ему приобрести долю “ConocoPhillips” в NCOC, компании, осваивающей гигантское месторождение Кашаган. Такое заявление последовало, несмотря на истечение в конце января официального периода для действующих акционеров на применение своего преимущественного права”.
Тут следует отметить вот что. Для акционеров в NCOC срок, в течение которого кто-то из них мог воспользоваться вышеназванным правом, истек 25 января. Им на это отводилось 60 дней. Отчет пошел со времени объявления соглашения между американской компанией “ConocoPhillips” и индийской корпорацией “ONGC Videsh Ltd”.
А вот правительство Казахстана для выработки и оглашения своей позиции по этому вопросу имеет больше времени. Ему на это отводилось 180 дней. Так что оно может тянуть с ответом до 25 мая. Поскольку заявление от его имени о том, что оно все еще обдумывает, следует ли ему приобрести долю “ConocoPhillips” в NCOC, сделал министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев, тут ничего неожиданного и нет. Потому что речь идет не о компании “КазМунайГаз”, которая является акционером в проекте по освоению месторождения Кашаган, а о правительстве Казахстана.
Другой вопрос – насколько действительно возможно объявление им притязания на долю “ConocoPhillips”, которую уже собралась покупать индийская корпорация “ONGC Videsh Ltd”.
Это все же представляется маловероятным. Потому что в таком случае компания “КазМунайГаз”, которая представляет правительство Казахстана в этом проекте, должна обеспечить средства не только для выкупа пакета акций группы “ConocoPhillips”, но и также для обеспечения наибольшей доли инвестиционных расходов на вторую стадию освоения месторождения. Вопрос тут заключается в том, насколько она готова к таким потенциальным финансовым обязательствам. И возникает он неспроста. Ведь до сих пор бывало так, что казахстанскую долю инвестиций в проекте по освоению Кашагана выкладывали другие акционеры.
Всего лишь один пример. Информационное агентство “Reuters” опубликовало 28 мая 2012 года переданный из Астаны материал под названием “Kazakh oilfield firms to pay $1 bln state investment | Reuters” — “Фирмы с казахского месторождения собираются оплатить государственные инвестиции в 1 млрд. долларов”.
В нем говорится следующее: “Иностранные партнеры Казахстана на разработке месторождения Кашаган заплатят почти $1 млрд в этом и следующем году с тем, чтобы покрыть государственную долю инвестиций в крупнейшем в мире за последние 40 лет нефтяном открытии”, — заявил министр нефти и газа в понедельник.
Члены консорциума, в том числе “Eni”, “ExxonMobil” и “Shell”, согласились на прошлой неделе профинансировать долю инвестиций государственной нефтегазовой компании “КазМунайГаз” для того, чтобы ввести в производство первую стадию Кашагана к июню 2013 года.
“Для консорциума это будет порядка $986 миллионов в 2012 и 2013 годах”, — сказал репортерам министр нефти и газа Сауат Мынбаев”.
NCOC (“North Caspian Operating Company”) является правопреемницей международного консорциума “Agip KCO”, который разрабатывал Кашаган. Его акционерами являются “Shell”, “КазМунайГаз”, “Eni”, “ExxonMobil”, “Total” (по 16,81% долей), “ConocoPhillips” (8,4%) и “Inpex” (7,56%).
Предполагаемый срок начала коммерческой добычи на месторождении Кашаган – это март 2013 года.
Первая стадия проекта предполагает объем добычи порядка 370 тысяч баррелей нефти в сутки с возможным увеличением до 450 тысяч баррелей.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.