“ShareCast”: “Самрук-Казына” не дал осуществиться намерению группы “Glencore” получить “Казцинк” в полную собственность

О том, как французская газета “Le Monde” побудила швейцарского гиганта пересмотреть планы по расширению своей деятельности в Казахстане

Издание “ShareCast” опубликовало переданный из Лондона репортаж под названием Glencore denied chance to gain full ownership of Kazzinc.

В нем говорится так: “Фонд благосостояния “Самрук-Казына”, принадлежащий Казахстану, в четверг раскрыл информацию о том, что он заплатил 1,65 млрд. долларов за свой недавно приобретенный 29,8-процентный пакет акций “Казцинка”, производителя цинка, контролируемого сырьевым гигантом “Glencore”.

Сделка означает, что “Glencore” оказывается не в состоянии продвигать далее свое намерение получить “Казцинк” в полную собственность и сохраняет за собой 69,61-процентную долю.

Сделка, которая впервые была объявлена 7 февраля, доводит, по сообщению информационного агентства “Reuters”, объем авуаров фонда “Самрук-Казына” в отечественных компаниях до уровня свыше $80 млрд.

“Самрук-Казына”, как сообщается, привлек заемные средства для совершения покупки”.

Почему приобретение фондом “Самрук-Казына” 29,8-процентного пакета акций “Казцинка” рассматривается как шаг, лишивший швейцарскую группу “Glencore” возможности получить в полную собственность эту казахстанскую структуру?

Дело тут в том, что в ходе своего IPO в мае 2011 года она заявляла о планах по увеличению своей доли в казахстанской компании до 93% за $3,2 млрд. (1,97 млрд. фунтов стерлингов). В том числе $2,2 млрд. (1,35 млрд. фунтов стерлингов) – наличными, $1 млрд. (0,61 млрд. фунтов стерлингов) – новыми акциями. То есть, речь тогда шла не просто о намерении, а уже о достижении договоренности по его осуществлению.

Но осенью 2012 года группа “Glencore” объявила о том, что предыдущее соглашение было расторгнуто, и она заключила новое соглашение о покупке 18,91% в акционерном капитале “Казцинка” у АО “Верный Капитал”. Получается, швейцарцам пришлось пересмотреть планы по расширению своей деятельности в Казахстане. Пересмотреть в сторону уменьшения. На это их подтолкнула, похоже, не только позиция казахских властей, пожелавших увеличить присутствие государства в крупнейших отечественных компаниях.

Как вышеназванное IPO группы “Glencore” в мае 2011 года, так и объявленные в ходе него ее планы по расширению своей деятельности в разных частях света вызвали в ряде крупных западных СМИ весьма негативную реакцию.

Так, к примеру, влиятельная и авторитетная французская газета “Le Monde” опубликовала материал Марка Роша под названием Le poids des capitaux, le choc des photos — LeMonde.fr | Economie — “Тяжесть капиталов – шок от фотографий”. Он был дан под рубрикой “Lettre de la City” — “Письмо из Сити”.

Речь шла о двух крупноформатных, рекламного характера снимках. Вернее – о контрасте между ними. Один из них сделан на фондовой бирже Нью-Йорка, а второй – на фондовой бирже Лондона.

На первом снимке представлена группа улыбающихся женщин, приглашенных озвучить звонок, вещающий об открытии сессии на фондовой бирже Нью-Йорка. Эти радужные лица в жанре рекламы “Benetton” являют собой представительниц женской комиссии Организации Объединенных Наций.

Далее Марк Рош писал: “На втором снимке изображена группа деловых людей, аплодирующих началу котировки акций швейцарского сырьевого гиганта “Glencore” на фондовой бирже Лондона. Это — их время. Гордый, как петух в курятнике, президент негоцианта Саймон Мюррей, вассал азиатских аферистов, известный своими женоненавистническими высказываниями, находится на переднем крае”.

Автор сообщал, что на взгляд НПО (неправительственных организаций), “компания “Glencore” символизирует собой “черные дыры” капиталистической системы”.

Так, в Катанге “Glencore” владеет двумя шахтами меди и кобальта. В связи с ее деятельностью на конголезской земле, где мирная жизнь столь часто перемежается гражданскими войнами, упоминается четвертый президент Демократической Республики Конго Жозеф Кабила, сын одного из влиятельных повстанческих полевых командиров и впоследствии третьего президента Лоран-Дезире Кабилы. Его отец сверг второго президента Мобуту, который, в свою очередь и в свое время, сменил досрочно отстраненного от власти первого президента своей страны Ж.Касавубу. В общем, Демократическая Республика Конго – это такое государство, где каждый раз переход власти от одного клана к другому неизменно предварялся жестокой и кровопролитной гражданской войной.

Но зато, заявлял далее Марк Рош, “Glencore” там, как и в Казахстане, чувствует себя, как рыба в воде. Сейчас, по словам французского журналиста, эту швейцарскую компанию обвиняют в нарушении прав человека и в загрязнении речных вод в южной провинции Демократической Республики Конго. Но ей, мол, хоть бы хны.

Марк Рош также жестко раскритиковал деятельность группы “Glencore” в Казахстане, в рамках совместного предприятия “Казцинк”.

Такая реакция в ведущих западных СМИ не могла, очевидно, остаться без последствий. Франция является соседней со Швейцарией страной. Реакция французской прессы для швейцарского общества не может остаться пустым звуком. А группа “Glencore” — это крупнейшая бизнес-структура Швейцарии. Ее прибыли ($186,2 млрд.) составляют почти 30% к швейцарскому ВВП. Так что группе “Glencore” приходится заботиться не только об успехе, но и об имидже бизнеса.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.