Журнал Economist опубликовал статью под названием “As NATO pulls out of Afghanistan it might leave Central Asia in a mess, too”.
Речь в ней идет о том, что с уходом НАТО из Афганистана пять расположенных к северу от него республик Центральной Азии могут столкнуться с дестабилизацией.
В статье говорится так: “Угрозу, исходящую от исламского экстремизма в Центральной Азии, трудно оценить. Светские диктаторы заинтересованы в преувеличении угрозы. И все же ощущение уязвимости у некоторых из них является подлинным, и диктаторские методы сами по себе могут радикализировать. Но даже и без хаоса к югу от них другие “станы” будут выглядеть неустойчивыми”.
Правда, в Вашингтоне подобных опасений не разделяют. Такое впечатление сложилось, во всяком случае, от речей помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберта Блейка и представителя бюро госдепартамента США по вопросам борьбы с терроризмом Джастина Сайберелла на слушаниях в комитете по иностранным делам палаты представителей американского Конгресса. Выступали они там 27 февраля. На слушаниях рассматривались террористические угрозы со стороны радикальных исламистов в Евразии.
Какое, казалось бы, американским законодателям дело до этого? Однако не все так просто, как кажется. Еще задолго до того, как начались разговоры об уходе НАТО из Афганистана, в Вашингтоне предметно озаботились “восстановлением древних связей между Южной и Центральной Азией и налаживанием новых отношений в сферах торговли, транспорта, демократии, энергетики и коммуникаций”. Такая цель вытекала из письма Ричарда Баучера, который, будучи предшественником вышеназванного Роберта Блейка, являлся помощником госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии при бывшей республиканской американской администрации, в профильный комитет Конгресса США. В связи с ней наблюдатели заговорили о стремлении Вашингтона “сориентировать центрально-азиатские страны на своих союзников в Южной Азии”. То было еще в 2006 году. Американцы тогда провели в Кабуле большую международную конференцию с участием представителей республик Центральной Азии. От Казахстана там присутствовал К.Токаев, который возглавлял в то время внешнеполитическое ведомство страны. Таким образом, США не только озаботились “восстановлением древних связей между Южной и Центральной Азией и налаживанием новых отношений в сферах торговли, транспорта, демократии, энергетики и коммуникаций”, но и как бы приняли на себя ответственность за сохранение безопасности в южной части Евразии.
При Ричарде Баучере все это началось. Являющийся его нынешним преемником на посту помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк теперь отвечает на вопрос о том, не столкнутся ли республики Центральной Азии с дестабилизацией после ухода НАТО из Афганистана. Его дело – успокаивать законодателей из Конгресса США. Что он и делает.
“Мы не считаем, что существует неминуемая угроза со стороны боевиков-исламистов центрально-азиатским государствам. Тем не менее, ограниченная угроза, которая в настоящее время исходит от боевиков-исламистов в Центральной Азии, не дает повода для самоуспокоения или отступления”, — заявил Роберт Блейк на состоявшихся 27 февраля слушаниях.
Получается, американская администрация полагает, что обострение террористической угрозы в странах Центральной Азии после ухода из Афганистана сил западной коалиции маловероятна. Но значит ли это то, что все в регионе останется в обозримом будущем так, как есть сейчас? На этот счет есть и иные мнения. И они не такие оптимистичные, как прогнозная оценка Роберта Блейка.
Так вот, некоторые из независимых экспертов полагают, что к 2025 году Центральная Азия расколется на две части. В одной, мол, окажутся богатые природными ресурсами Казахстан и Туркменистан, а в другой – бедные, сражающиеся с растущим валом трудностей Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Разница между этими двумя частями будет увеличиваться. Казахстан станет поступательным образом укреплять свою позицию сухопутного моста, связывающего Китай с Кавказом, Россией и Европой. А Туркменистан превратится в подобие арабских нефтяных государств по структуре и устойчивости. Остальная же часть Центральной Азии окажется, мол, всецело поглощенной своими все более обостряющимися внутренними проблемами, и она взорвется…
Но это тоже — всего лишь прогнозы. Только время может показать, как в действительности могут развиваться события. Но одно ясно уже сейчас. Уход НАТО из Афганистана обещает принести изменения в страны Центральной Азии.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.