Государственное управление: реформы идут, ничего не меняется

Заседание КИПРа о проблемах и решениях в государственном управлении РК: эффективные методики государственного управления и борьбы с коррупцией в Казахстане не используются...

“Я знаю не один конкретный случай, когда чиновники участвуют в рейдерстве и никого из них не наказали”, – так Арман Молдахметов, независимый эксперт, отреагировал на заявления Бахтияра Камалова, начальника территориального управления Агентства РК по делам государственной службы по г. Алматы, о том, что дела на госслужбе становятся лучше, а чиновники в основной своей массе достойные люди и воспринимают за честь служение обществу. Прозвучало все это на заседании КИПРа (Клуб Института политических решений) по теме “Государственное управление РК: проблемы и решения”.

“Государственное управление – на этом зиждется практически все. Сказать что оно эффективное – мы не можем, – заметил Ерлан Смайлов, модератор КИПРа, открывая заседание.

“Создать новый тип государственного управления”, – так видит поставленную президентом цель Ильдар Дауранов, старший научный сотрудник Института экономики МОН РК. На КИПРе он выступил с презентацией “Реформа административно-государственного управления: проблемы и пути решения”.

Система стратегических планов от подготовки и создания до реализации оставляет желать лучшего. В качестве конкретного примера г-н Дауранов остановился на системе здравоохранения. За десять лет государственное финансирование увеличилось здесь практически на порядок (то есть в десять раз), но повысилось ли качество медицинских услуг – не понятно. Из 2330 человек, опрошенных по качеству медицинских услуг в Алматы, 54,6% дали оценку “плохо”.

Ильдар Дауранов отметил следующее. По нормативам на сердечно-сосудистые заболевания скорая помощь должна прибывать за 20 минут. Примерно 40% вызовов в данный лимит укладываются. По идее, для начала нужно доводить показатель до 50%, а потом последовательно повышать качество дальше. Но действующая система выстроена таким образом, что связи между улучшением качества работ (целевые показатели) и бюджетным финансированием нет.

Значительное время дискуссии потратили на поиск стержневых моментов. Как, например, требовать качество работы с исполнителя, если сама программа – это “140 страниц пустого текста”. Ерлан Смайлов обратил внимание на такую особенность работы государственного аппарата, когда тема “политически обозначается, а экономически – нет”. Например, заявления о росте расходов на социальную сферу не прописываются в процентах.

“Основная работа госслужащих – нормативно-правовые акты. Они должны быть качественными”, – подчеркнул г-н Дауранов. Правда, в ходе обсуждения было отмечено, что в Казахстане часто даже нормальные и логичные инструкции чиновниками не выполняются, а потом за это с них никто не спрашивает. Жулдыз Алматбаева, Институт политических решений, в этой связи указала на АРВ (анализ регуляторного воздействия). В законе данный инструмент прописан, но не выполняется и никто за это не наказывается. Сама ответственность за качество государственного управления рассредоточена по разным министерствам. “Если правило, которое написано самим чиновником, им же не исполняется – это свидетельствует о кризисе системы”, – акцентировал Ильдар Дауранов.

Айдар Есенбеков, управление внутренней политики акимата г. Алматы, рассказал как участвовал в работе комиссии по отбору на госслужбу. На 3 вакантных места претендовали 18 человек, но “выбор небольшой, многие идут на госслужбу – 60-70 тыс. тенге в месяц – после того, как их не взяли в частный бизнес”. На государственной службе для основной массы чиновников ограничения и низкая заработная плата, а это неинтересно.

Петр Своик, председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии, сообщил о произведенных расчетах. Чтобы одинокой пенсионерке выжить в Алматы, требуется 37 тыс. тенге. Семье из пяти человек надо уже 200 тыс. тенге – это “жене без цветов, детям без мороженного, мужчине без рюмки водки”. После этого перешли к тому, что в Казахстане зарплата составляет 15% в ВВП, а в развитых странах – 60%. Г-н Своик указал также, что на энергетику и ЖКХ стране нужно по 5 трлн. тенге. После повышения тарифов собрали 1 трлн. (по 0,5 трлн. на каждую сферу), “а платежеспособность населения уже исчерпана”. Теоретически еще 1 трлн. тенге государству выдавить с населения вроде как по силам, но вопрос по недостающим 8 трлн. остается открытым.

У нас есть большой экономический резерв в виде улучшения качества институтов”, – заявил Ильдар Дауранов. Институты – это правила (формальные и неформальные) и механизмы, обеспечивающие их выполнение. Требуется модернизация государственного управления в виде перехода от экономической концепции государственного управления к институциональной.

Ерлан Смайлов провел такую аналогию. Сегодня качество государственных структур оценивается по количеству освоенных ими денег. Чем больше средств потрачено – тем лучше работа. Но ведь муж не может оценивать жену только по количеству потраченных денег (чем больше – тем лучше) – нужно смотреть что на это куплено, как и чем заполнен холодильник, ухожены ли дети и многое другое. К населению власти подходят с точки зрения окупаемости инвестиций, из-за чего забывается о социальной функции государства.

Арман Молдахметов акцентировал внимание на том, что развитая страна отличается от развивающейся в первую очередь торжеством закона. Если то, что должно исполняться игнорируется – тогда ничего хорошего не будет. “Два года закону “О рейдерстве” – ни одного чиновника за это не осудили. А рейдерство-то есть!” – привел он характерный пример.

Из практических рекомендаций участники круглого стола сошлись на следующем. Нужен единый государственный орган, который отвечал бы за административную реформу и качество государственного управления. Должен соблюдаться принцип ответственности за последствия принимаемых решений. Качественное планирование – организация процесса исполнения – контроль процесса исполнения – оценка результата. В ходе заседания много раз прозвучало, что работающие методики по качественной организации государственного управления и эффективной борьбе с коррупцией давно известны. Главное – политическая воля по их внедрению и применению. “Госслужба – это не то место, где можно идти методом проб и ошибок”, – уверен Ильдар Дауранов.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.