Алматы. 9 апреля. КазТАГ – Асхат Ахметбеков. При разумных ценах на овощи и фрукты ежегодный уровень инфляции в Казахстане был бы ниже на 1,5-1,7%, считает председатель Национального банка РК Григорий Марченко.
“Но проблема остается: цены на овощи и фрукты у нас выше, чем во многих странах Европы, и если бы у нас были разумные цены на овощи и фрукты, то общий уровень инфляции год за годом был бы ниже в среднем где-то на 1,5-1,7%. То есть, у нас средняя инфляция в стране была бы не 7,1% за последние 12 месяцев, а где-то 5,6-5,8%. Соответственно тогда и ставки по кредитам были бы ниже, и ставки по депозитам, и в целом ситуация была бы немного другой. И это вот только овощи и фрукты”, — отметил Г. Марченко на пресс-конференции во вторник.
Глава Нацбанка посетовал, что в Казахстане ситуация с необоснованно высокими ценами на плодоовощную продукцию не улучшается.
“Вот мы 14 лет об этом говорим, что у нас южные регионы Казахстана – оптимальное место для выращивания овощей и фруктов. Плюс у нас через границу наши соседи – в Узбекистане цены в 3 раза ниже, на юге Кыргызстана и в Таджикистане – в 4-5 раз ниже. То есть, вроде, что тут – 800-1000 км, через две границы привезти, продать. С одной стороны, им будет хорошо, их фермеры будут хорошо зарабатывать, с другой стороны — нашим людям будет хорошо, потому что у нас будут свежие фрукты и овощи раньше, чем обычно. Не работает”, — подчеркнул он.
При этом “ненамного лучше” обстоит ситуация с одеждой и обувью, считает глава Нацбанка.
“Точно так же на 50% дороже те же самые марки импортируемые. И мы же видим, как растет импорт непродовольственных потребительских товаров – одежда, обувь. Почему они у нас стоят на 50% дороже, чем в Европе? Те же самые товары и в два раза дороже, чем в США — каких-то внятных объяснений нет. А в соответствии с теми данными, которые у нас есть в мониторингах предприятий, у нас в торговле маржа от 50% до 60%”, — подчеркнул Г. Марченко.
Однако одним из “ключевых факторов инфляции”, по утверждению главы Нацбанка, в Казахстане все же остается рост стоимости коммунальных услуг.
“То есть, с одной стороны, понятно: поставщики этих услуг говорят о том, что им нужно обновлять трубы в водопроводах, нужно тоже улучшать инфраструктуру, часть этой инфраструктуры износилась. Но за чей счет это делать? Если делать за счет пользователей этих услуг, тогда это все перекладывается на тариф. И тогда тарифы на коммунальные услуги растут, и, соответственно, растет инфляция. (…) Если смотреть за последние 12 месяцев, то рост тарифов на услуги являлся основным драйвером роста инфляции вообще”, — пояснил он.