EurasiaNet: Казахстан продлевает запрет на курение на фоне проблем здоровья

Как власти РК, собирающиеся формально ужесточить антитабачное законодательство, принесли в жертву ради пользы никотинового бизнеса память миллионов безвинно погибших

Издание EurasiaNet опубликовало статью Джоанны Лиллис под названием Kazakhstan Extends Smoking Ban amid Health Concerns — “Казахстан продлевает запрет на курение на фоне проблем здоровья”.

В ней со ссылкой на опубликованный в 2010 году доклад Всемирного банка, сообщается, что среди взрослых мужчин в Казахстане курящими являются 40 процентов, тогда как в России — 59 процентов, а в Узбекистане — 22 процента.

Еще автор статьи сообщает следующее: “20 апреля правительство, как ожидается, представит законопроект, ужесточающий антитабачное законодательство. Сигареты остаются дешевыми в Казахстане, несмотря на то, что правительство в прошлом году повысило минимальную розничную цену на 30 процентов — до 90-100 тенге за пачку (около 55-65 центов, в зависимости от длины фильтра)”.

По общепринятым в среде людей, делающих политику и принимающих общественно-государственной важности решения, представлениям, самой эффективной стратегией в борьбе с курением является повышение минимальной розничной цены на сигареты. Но не все согласны с таким мнением.

Согласно альтернативной точке зрения, увеличение минимальной розничной цены приносит большую выгоду не государству и не обществу, а только транснациональным монстрам табачной индустрии. Те, кто ее придерживается, полагают, что общее повышение цены на сигареты в целом посредством обыкновенного увеличения налога, позволило бы государству получить больше прибыли и заставило бы крепко обосновавшуюся в Казахстане компанию Philip Morris пойти на сокращение своих доходов за счет снижения цены на Marlboro ради того, чтобы остаться конкурентоспособным.

В общем, получается следующее. Формально борьба с курением ужесточается. В том числе — посредством повышения минимальной розничной цены. А фактически та же компания Philip Morris, являющаяся крупнейшим производителем табачных изделий в стране, по-прежнему чувствует себя в Казахстане более чем комфортно.

Потому что реальность такова, что ей, а заодно и другим производителям табачных изделий у нас косвенным образом создаются благоприятные условия для ведения своего бизнеса.

Всего лишь один пример. 31 мая в Казахстане отмечается День поминовения жертв голода 1930-х г.г. и политических репрессий.

А в других странах в этот же день отмечают Всемирный день борьбы с курением.

Мы тут не собираемся утверждать, что вторая из этих двух знаменательных дат в Казахстане вовсе не отмечается. Нет, тоже отмечается. Но она как таковая у нас в стране целиком и полностью затмевается скорбными мероприятиями по случаю Дня поминовения жертв голода и политических репрессий и их освещением в средствах массовой информации. И это понятно. Ибо 30-е годы XX века – это одна из самых трагических периодов в истории Казахстана. Тогда вначале голодом была скошена значительная часть коренного населения, а потом вследствие политических репрессий был погублен весь цвет его элиты. По сути, этот День для Казахстана и, особенно, для казахского народа – это все равно, что 6 и 9 августа (даты атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки) для Японии и японцев, 24 апреля для Армении (день памяти жертв антиармянского геноцида 1915 года).

Правда, есть одна разница. У японцев и армян названные дни скорби соответствуют датам трагедий. У нас же именно с 31 мая названные выше политические репрессий и голод непосредственно не связаны. Особо следует сказать о голодном море. Наибольший урон он нанес в 1933 году. Официально зафиксировано, сколько было казахов в самом его начале и сколько осталось через год. Людские потери исчисляются семизначной цифрой.

Большую часть этого своего гибельного “урожая” сняла смерть среди казахов, еще раз повторяемся, в течение 1933 года. Поэтому в наши дни мы могли бы объявить Днем памяти любой день любого месяца, а не обязательно именно 31 мая.

Но произошло так, что выбор пал именно на этот день. Остается лишь вопрос: чей был это выбор и чем он был продиктован? Насколько нам известно, Всемирный день борьбы с курением у нас в республике отмечается, начиная с 1989 года, а День поминовения жертв голода и политических репрессий – всего лишь с 1996 года. Никакого сомнения в том, что обе эти даты имеют важнейшее значение для нашей страны, нет и быть не может. Удивительно, что общество до сих пор не задается вопросом о том, кому и зачем понадобилось сделать так, чтобы эти две даты совпали по времени. А надо бы! Ведь это же, согласитесь, ненормально – отмечать эти две более чем самодостаточно знаменательные даты в один и тот же день. Ибо в любом случае такое совпадение не позволяет отметить их полноценно. В нашем случае ситуация усугубляется еще и тем, что смычка интересов действующего в Казахстане табачного бизнеса и некоторых сил из коридоров власти оборачивается наглым и бесстыдным попранием памяти предков – самого святого понятия для казаха. Куда уж дальше!

31 мая в этом году еще не настало. Но мы уже совершенно точно знаем, что в очередной раз Всемирный день борьбы с курением пройдет в Казахстане незаметно, будучи вынужден отступить на задний план перед Днем поминовения жертв голода и политических репрессий, имеющим для общества несравнимо большую значимость. Нет нужды объяснять, кому выгодна такая ситуация. Ответ на вопрос “Кому это выгодно?” совершенно очевиден: производителям курительной же продукции.

Другими словами – магнатам табачной индустрии в Казахстане. Не приходится сомневаться в том, что именно лоббисты их интересов организовали все так, что Днем поминовения жертв была объявлена не какая-то другая дата, а именно 31 мая, который с 1989 до 1996 года у нас в стране ежегодно широко отмечался исключительно как День борьбы с курением. Как бы то ни было, такое совпадение как нельзя лучше устраивает производителей табачных изделий, которых в большинстве других государств мира, а особенно в развитых странах, с каждым годов все больше и больше теснят общественные движения за здоровый образ жизни. Особо туго приходится им накануне Дня борьбы с курением и непосредственно 31 мая. Акции, организуемые и проводимые движениями по борьбе с никотином, обычно в этот период наносят им наиболее чувствительные удары.

На первый взгляд представляется, что совмещение Дня поминовения жертв трагедии 1930-ых г.г. по дате с Всемирным днем борьбы с курением – это чистая случайность. Но иностранные эксперты по Казахстану и представители международных организаций по борьбе с никотином, который объявлен специалистами ВОЗ одной из разновидностей наркотика, оценивают его как осознанную меру по блокированию в стране борьбы с курением. Если это так, то получается, что власть принесла в жертву ради пользы никотинового бизнеса память миллионов безвинно погибших. Впрочем, так получается во всяком случае.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.