Это наша война

Зачем воевали и ради чего отдавали свои жизни старшие поколения в войне против фашистской Германии? Сегодня находятся те, кто пытаются отстраниться, дистанцироваться от той войны. Которые ставят знак равенства между Германией и Советским союзом, утверждают “это – не наша война”, “это – не наша Победа”.

Мода, что ли такая пошла, отрицать всё – не только трагические страницы советского периода истории, преступления тоталитарного режима, но и, в конечном счете, смысл жизни старших поколений – наших дедов, прадедов, которые своими руками построили все гиганты индустрии, железные дороги и все что составляет и ныне основу реальной экономики суверенного Казахстана. Почему смысл жизни? – Потому что они, старшие поколения в повседневной жизни строили, создавали всю ту инфраструктуру экономики, системы образования, культуры, которыми мы и сегодня все пользуемся. Просто работали, любили. Потому что в страшные годы с оружием в руках защитили страну, наши с вами жизни, будущее. Сталинский тоталитарный политический режим и народ в лице солдат, защищавших жизни своих семей, родных, близких, свою страну, не одно и то же.

Нынешние критики Великой Отечественной войны утверждают – наши деды и прадеды воевали зря. Зря они проливали кровь, отдавали свои жизни. Мол, не надо было защищать тоталитарный политический режим, осуществлявший насильственную коллективизацию, повлекшую голод 1931-1933 годов и гибель миллионов людей, режим, организовавший массовые репрессии в 1920-1930-е годы.

Да, все это было. Преступления сталинского тоталитарного режима ничем не оправдать. Во всех странах общество и государство – не одно и то же, народ никогда особо не чествует власть. Тем более, в тоталитарных государствах. Советские лозунги “партия и народ – едины” и т.д., не более, чем пропагандистские клише. Даже в брежневский период, потом в постбрежневский, и конечно в горбачевский период, было острое отчуждение народа от власти. Это отчуждение и стало одной из причин краха советского режима.

Критики той войны не правы. Народ, в лице миллионов солдат и тружеников тыла воевал и неимоверно трудился на оборонных предприятиях не за Сталина, не за сталинский режим, каких-то там членов ЦК ВКП (б), а за свою страну, за родной очаг, семьи, родных и близких. Да и глупо бы было воевать, отдавать свои жизни, нещадно трудиться на заводах и пашнях ради горстки каких-то обкомовских чиновников! Ведь совсем недавно были и насильственная коллективизация, и голод, и массовые репрессии. Ничего не забыли, не простили.

Воевали не за Сталина и режим, а за страну, за семьи. О чем пели солдаты в годы той страшной войны? Когда до смерти четыре шага?

Накануне войны был снят очень неплохой, но максимально пропагандистский фильм “Трактористы” (1939). Как и полагается жанру, в двух песнях фильма есть переоценка с целью поднять боевой дух и пропаганда.

В песне “Три танкиста” строки “мчатся танки, ветер подымая, наступала грозная броня, и летели наземь самураи, под напором стали и огня”. Бравурно, но суровые реалии войны оказались иными. Не летели так запросто солдаты вермахта и самураи наземь. В песне “Марш советских танкистов” слова “сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход, когда пошлет нас бой товарищ Сталин”.

Совсем не случайно, в годы войны наиболее популярными среди солдат стали не бравурные, шапкозакидательские и “правильные” с упоминанием Сталина песни, а трогательные песни о главном – о жизни и смерти, о любимой. Самыми любимыми солдатами были песни “В землянке” и “Катюша”, в которых не было абсолютно ничего идеологического. В песне “В землянке” трогательные щемящие строки:

“Ты сейчас далеко-далеко,

Между нами снега и снега

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти – четыре шага

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви”

Военный корреспондент, поэт Алексей Сурков написал эти строки на фронте, в конце осени 1941 года. Вначале это были просто стихи жене. Были тяжелые бои, как и все бойцы, А. Сурков не спал четыре дня и заснул в землянке. Когда атаки стихли, он пытался написать репортаж, но получились стихи. Их он и отправил в письме своей жене под заголовком “Тебе – мое солнышко”. Лишь потом, в феврале 1942 года композитор Константин Листов написал музыку к стихам, затем в марте 1942 года текст и ноты были опубликованы в газете “Комсомольская правда” и появилась на свет песня “В землянке”.

Примечательно, что летом 1942 года на песню был объявлен запрет, так как в ней были строки “до тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага”. Посчитали упаднические настроения. Были изъяты и почти полностью уничтожены грампластинки с записью песни, наложен запрет на трансляцию песни по фронтовому радио и её исполнение творческими коллективами. Поэт получил от шести гвардейцев-танкистов письмо со следующей просьбой: “Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, — мы-то ведь знаем, сколько шагов до неё, до смерти”. Но жизнь сама все расставила по местам и вскоре на запрет “закрыли глаза” (какой запрет, когда пули свистят).

Столь же популярна, любима, особенно с переломом в ходе войны в 1943 году стала песня “Катюша”. Она была написана поэтом Михаилом Матусовским и композитором Матвеем Блантером еще в 1938 году, но особо популярна стала на фронте. Именно из-за этой песни советские солдаты во время Второй мировой войны дали прозвище “Катюша” боевым машинам реактивной артиллерии серии “БМ”. И в этой песне тоже нет ни слова о партии и Сталине, а о девушке бойца “Пусть он вспомнит девушку простую, пусть услышит, как она поет, пусть он землю бережет родную, а любовь Катюша сбережет”.

В минуты смертельной опасности человек вспоминает о главном. И песни военных лет были о главном – о любимой девушке, о смерти, о земле родной, которую надо сберечь, о жене, склонившейся над детской кроваткой. Всякие попытки принизить и даже вовсе отринуть смысл жизни фронтовиков, которые мы сегодня иногда слышим, непонятны и нелепы. Вовсе не зря они воевали и не зря отдавали за нас, будущие поколения жизнь.

Совершенно непонятно, когда ставится знак равенства между фашисткой Германией и Советским союзом в той страшной войне. Кто на кого напал? Гитлер еще за два года до нападения на Союз на совещании 22 июля 1940 г. он опять со всей определенностью заявил: “Русские не хотят войны” [Гальдер Ф. Военный дневник. – М., 1968. Т. 2. – С. 61]. Уже тогда у вермахта к тому времени уже имелся план вторжения в Россию, приуроченный к началу лета 1940 года.

Исторические источники, мемуары свидетельствуют: 31 июля 1940 г. Гитлер официально сообщил высшему генералитету вермахта о своих планах войны против Советского Союза. В этот день Гальдер отмечал в своих записях: “Начало – май 1941 года. Продолжительность операции – 5 месяцев. Было бы лучше начать уже в этом году, однако это не проходит, так как осуществить операцию надо одним ударом. Цель – уничтожение жизненной силы России” [Гальдер Ф. Военный дневник. – М., 1968. Т. 2. – С. 81].

Как же должны были поступать советские солдаты? Как Мальчиш-Плохиш в мультфильме: “Я ваш, я хороший, буржуинский! Дайте мне бочку варенья и ящик печенья!”. Это называется предательство, по меньшей мере, коллаборационизм. Какая бы не была твоя страна, твоя Родина, но если на нее нападают, надо ее защищать с оружием в руках.

Кроме того, между нацистским германским и советским тоталитарными режимами была большая разница. Прочитайте “Майн Кампф” Гитлера, сохранившиеся в извлечениях материалы плана “Ост” подготовленного для вермахта гиммлеровским РСХА – русским, другим славянским народам, тюркским и другим народам Союза была уготована страшная судьба как недочеловекам, неполноценным расам. Планировалось истребление большей части представителей этих неполноценных рас (указываются и конкретные цифры), выселение за Урал в Сибирь небольшой части в качестве рабочей силы. Война Гитлеровской Германии против Союза, народов СССР была расовой войной.

Войска нацистской Германии уничтожали не только солдат, но массово уничтожали мирное население! Более двух третей погибших в СССР в годы Великой Отечественной войны – мирное, гражданское население. Ничего подобного ни в планах, ни в практике со стороны Союза, его солдат не было.

Германский военный историк проф. Гельмут Арнтц пишет: “Вооруженные силы Соединенных Штатов Америки потеряли 229 тыс. человек убитыми, из них 174 тыс. на европейском и североафриканском и 55 тыс. на восточно-азиатском театрах военных действий” [Гельмут Арнтц. Людские потери во Второй мировой войне // http://militera.lib.ru/h/ergos/27.html]. Все познается в сравнении. Почти 500 тысяч казахстанцев не вернулись с войны! Казахстанцы в боях потеряли примерно столько же, сколько американцы. Почему это “чужая война”? Это наша война, это наша Победа. Победа – одна на всех, представителей всех союзных республик, защищавших свою страну.

В День Победы 9 мая десятки тысяч алмаатинцев устремились в Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Чтобы отдать дань уважения всем, кто защитил в те страшные годы страну, в конечном счете – нас, наше будущее. В годы войны Казахстан дал фронту 1 миллион 366 тысяч воинов. Только алматинцев на фронтах Великой Отечественной сражалось 76 тысяч 634 человека, из которых 44 тысячи возвратились домой победителями.

В парк пришли десятки тысяч людей, тысячи людей заполнили улицы за два-три квартала, на подступах к парку имени 28 гвардейцев панфиловцев. На стендах многие писали “Спасибо!”, оставляли записи слов благодарности фронтовикам. На скамейках, лужайках парка люди собирались в круг, звучали песни тех лет “В землянке”, “Темная ночь”, “Катюша” и другие. Народ Алматы тем самым сказал фронтовикам: “Помним. Любим. Чтим”.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена