Дипломат, исследователь, писатель. Кто он?

Первые сто дней после назначения Касымжомарта Токаева премьер-министром миновали. Отчет идет уже на месяцы. И многие заключают пари: доживет ли Касымжомарт Токаев в роли премьер-министра до лета 2000 года.


Для некоторых данное назначение было неожиданным. При этом скептики ссылались на то, что карьерный дипломат хорош для внешней политики, а вот экономику ему, мол, не потянуть. При этом мало кто обратил внимание на некоторые факты. Прежде всего, на то, что в бытность его министром иностранных дел он был еще и первым заместителем премьер-министра. Второе — именно г-н Токаев шел вторым в списках приглашенных на инвестиционном саммите в июне этого года в Алматы. И третье. Именно ему президент Назарбаев поручил исполнять обязанности до формирования нового состава правительства.


Словом, так или иначе становился возможным вывод о назначении Касымжомарта Токаева пятым в истории суверенного Казахстана премьер-министром.


Это назначение еще раз показало, что Нурсултан Назарбаев далеко не исчерпал свои возможности как политика. Назначением карьерного дипломата глава казахстанского государства убивал сразу несколько зайцев. Во-первых, нельзя забывать о трайбалистских тенденциях, имеющих место в нашем обществе. Выходец из южных областей, т.е. представитель Старшего жуза, Касымжомарт Токаев пришел на смену Нурлану Балгимбаеву, представлявшему Младший жуз. В то же время, в силу того, что г-н Токаев с 17 лет был оторван от республики (сразу после учебы в МГИМО получил направление на дипломатическую работу в Сингапур, а затем Китай от МИДа СССР), он одинаково устраивает все три жуза. Кроме того, для Среднего жуза он представляет интерес как один из самых образованных государственных чиновников в Казахстане, а, следовательно, и более демократичных, чем кто-либо.


Внешне г-н Токаев демонстративно отстранен от каких-нибудь клановых группировок и это как раз на руку главе государства. Показательно, что свое первое заседание в качестве премьер-министра Касымжомарт Кемелевич начал с того, что сделал резкое заявление по поводу тех, кто обращается к нему с различными просьбами коррупционного характера. Такая отповедь подчиненным, похоже, преследовала одну цель: дать понять, что ничьи интересы новый руководитель правительства лоббировать не намерен и на его протекцию рассчитывать никто не может. Слово “коррупционного”, очевидно, подчеркивало, что борьбу с этим злостным явлением новый премьер намерен вести самую решительную.


Третий довод в пользу назначения Касымжомарта Токаева: из всех государственных чиновников высшего эшелона только он оказался не замешанным ни в какие скандалы, несмотря на то, что в составе правительства он с 1994 года, а до этого два года являлся заместителем министра иностранных дел.


Касымжомарт Токаев хорошо известен мировой общественности. К нему прислушиваются и в ООН, и в ОБСЕ, и в МВФ. Будучи синологом, г-н Токаев поражает собеседников знанием европейских языков, великолепным образованием. И это играет определенную роль в симпатиях крупных политиков Запада к Казахстану. При всем том министр иностранных дел Казахстана умудрялся всегда отступать на задний план и выдвигать вперед Нурсултана Назарбаева. Ведь многим понятно, что инициативы казахстанского лидера по созданию организации в Центральной Азии, аналогичной ОБСЕ, ориентация на многовекторность внешней политики при укреплении двусторонних отношений — результат деятельности министра иностранных дел. Но самим К.Токаевым всегда подчеркивалась главенствующая роль президента Н.Назарбаева в проведении тех или иных инициатив. Поток иностранных инвестиций в республику заметно уменьшился, и потому требовался человек, который мог бы убедить Запад в необходимости предоставления кредитов Казахстану.


Наконец, непоследнюю роль сыграло, наверное, еще одно обстоятельство. Г-н Токаев — один из немногочисленных профессионалов в высших эшелонах государственной власти. Он – выпускник МГИМО, является специалистом-международником. Так, в справочнике “Кто есть кто в Казахстане” (1998 г.) указано, что после окончания института он работал в посольстве СССР в Сингапуре, был третьим секретарем Министерства иностранных дел СССР. Затем год проходил стажировку в Пекинском институте китайского языка, после чего назначается вторым секретарем МИДа СССР. С мая 1985 года по май 1991 года он является вторым, первым секретарем посольства СССР в Китае. Знание китайского языка в совершенстве, поистине китайская же сдержанность в обращении вместе с европейским лоском и заметно растущий интерес к талантливому дипломату руководства МИДа — все это, видимо, послужило причиной того, что в июне 1991 года он был направлен на учебу в Дипломатическую академию СССР. Окончание учебы здесь совпало с распадом Советского Союза и формированием новых независимых государств. В 1992 году Касымжомарт Токаев был призван на службу Нурсултаном Назарбаевым и назначен заместителем министра иностранных дел Республики Казахстан.


С этого времени и начинается его служение своей родной стране.


Чтобы понять, что собой представляет Касыжомарт Токаев, надо обратиться к его книге “Под стягом независимости”. Презентация этой книги состоялась в 1997 году. Конечно, с тех пор произошло многое, однако, прочитав “Под стягом независимости”, можно понять личность нового премьера страны.


В предисловии к книге г-н Токаев описывает свою первую встречу с Нурсултаном Назарбаевым во время официального визита делегации СССР в Китай. Это было в октябре 1985 года. Несмотря на то, что делегацию официально возглавлял Лев Толкунов (председатель Президиума Верховного Совета СССР), фактическим руководителем делегации был председатель Совета Министров Казахской ССР, “без него делегация, включая ее главу Льва Толкунова, не приступала даже к чаепитию, не говоря уже о деловых заседаниях”. Касымжомарт Кемелевич вспоминает, как после ужина с Нурсултаном Назарбаевым он сказал работникам посольства: “Похоже, мы только что разговаривали с будущим руководителем Казахстана”. И замечает дальше: “Мое в принципе ни к чему не обязывающее предсказание, к тому же отнюдь не продиктованное лестью, сбылось спустя пять лет”.


Книга “Под стягом независимости” с первого взгляда может показаться скучной, изобилующей цифрами, фактами. Но внимательное чтение обнаруживает Токаева- писателя, склонного к обстоятельному описанию, с легким слогом. Видимо, это дарование перешло к нему от отца Кемеля, являвшегося членом Союза писателей Казахстана. Подробное описание приоритетов внешней политики Казахстана, встреч с руководителями дипломатических представительств и государств, выступлений президента Назарбаева на различных форумах как раз и дает представление о исторической роли Казахстана в преддверии нового столетия. Приводя детали тех или иных встреч, переговоров, г-н Токаев не упускает случая, чтобы подчеркнуть роль казахстанского лидера. Вот как он описывает свое участие в похоронах премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, убитого ультранационалистом: “Во время похорон в Израиле постоянно звучало имя нашего Президента. Израильские друзья и коллеги, которые сопровождали меня, говорили о том, насколько мудрое решение принял Президент Казахстана, направив своего специального представителя на похороны в Израиль. Один из высокопоставленных мидовских сотрудников сказал мне: “Президента Назарбаева теперь не забудет еврейский народ”. Я, решив поправить его, ответил: ”По всей видимости, речь идет о народе Израиля”. — “Нет, — ответил мой собеседник, — речь идет о еврейском народе, это гораздо более широкое понятие, чем народ Израиля”.


Вообще же книга демонстрирует, помимо писательского дара, огромную эрудицию самого Токаева, его прекрасную память. И здесь нельзя не вспомнить, что он одинаково свободно владеет родным казахским, русским, английским, французским и китайским языками. Во время пресс-конференций премьер легко переходит с одного языка на другой. Среди казахстанских чиновников это, пожалуй, единственный, кто знает столько языков (можно прибавить еще главу Народного банка Карима Масимова, который также говорит на нескольких языках, в том числе владеет и китайским). К.Токаев склонен к философской манере поведения. Последнее и подводит его. Если на внешнеполитической арене сдержанность, корректность, размеренный тон выглядят неплохо, то в руководстве правительством такое не прощается. Ровность обращения и дидактический тон не по нраву чиновникам, и вскоре это может стать причиной для противостояния нынешнему главе Кабинета Министров. Более того, недавняя реплика о запрете высказывания своих оценок курса правительства была прокомментирована многими СМИ весьма отрицательно, хотя содержала в себе всего-навсего попытку предотвратить выяснение отношений между министрами через подконтрольные им СМИ. Последнее как раз и говорит о том, что у самого Токаева нет своих ни печатных органов, ни электронных. Нельзя сказать, что у Касымжомарта Токаева нет врагов.


… На долю правительства, которое возглавляет Касымжомарт Токаев, выпала нелегкая ноша: возврат кредитов, полученных республикой в 1994 году, реформа системы управления, попытка вернуть доверие населения к правительству. Однако в нем есть то, чего не было у команды младотюрков — Ураза Джандосова, Мухтара Аблязова и других: житейский опыт наряду с высочайшим профессионализмом, умение прислушаться к специалистам. Эти качества могут служить залогом успешной реализации задуманного. Только вот дадут ли? Хотя и коротка “скамейка запасных”, она заполнена, но заполняющие ее сегодня, конечно, не могут не примерять на себя премьерскую должность уже с весны 2000 года.


Касымжомарт Токаев — пятый премьер-министр в суверенном Казахстане, с которым наша страна войдет в XXI век. Так кто же он? Дипломат, исследователь, писатель? Человек, сформированный отголосками хрущевской оттепели (не случайно он приводит в конце своей книги строки известной поэтессы-диссидентки Ирины Ратушинской), воспитанный на китайской философии с западными представлениями о демократии? Возможно, характеристика, данная его преемником на посту министра иностранных дел Ерланом Идрисовым, наиболее точно его характеризует. В ответ на вопрос “Экспресс К.”: “Как восприняло мировое сообщество назначение карьерного дипломата премьер-министром Казахстана?” — он сказал: “Я думаю, что воспринимает это с воодушевлением, потому что Токаев известен как человек прогрессивных взглядов. Он имеет большой авторитет в международном сообществе, у него есть много личных связей, что тоже немаловажно, поэтому я думаю, что мировое сообщество, во-первых, так и должно было воспринять, потому как это внутреннее дело каждого государства. Но я вообще нигде не слышал каких-то ноток разочарования в связи с этим назначением. Последнее следует воспринимать, как готовность работать с новым премьером, с правительством Казахстана в соответствии с теми принципами и программами, которые они довели до общественности и мирового сообщества”.