Загадок, связанных со случаем депортации Алмы Шалабаевой и ее шестилетней дочери по имени Алуа из Рима в Алматы, с течением времени меньше не становится. Мало того, обстоятельства этой нашумевшей на весь мир истории еще больше запутываются поведением властей тех европейских стран, которые, так или иначе, имеют к ней отношение.
Газета Il Messaggero в статье под названием «Espulsa da Roma la moglie del dissidente del Kazakistan. Cancellieri: tutto regolare» приводит следующие слова министра юстиции Италии Анны Марии Канчелльери: «Процедуры были безупречными. Все сделано по правилам и в соответствии с законом». Это она так оценивает проделанную итальянскими властями работу по задержанию и депортации жены Мухтара Аблязова. Ранее, напомним, пресса пеняла на то, что премьер-министр, министр юстиции и министр иностранных дел Италии узнали об этой истории лишь задним числом. То есть – после того, как Алма Шалабаева и ее дочь покинули пределы их государства. Но, похоже, такие представления оказались ошибочными.
«Я сразу же была проинформирована о деле, и все было сделано в соответствии с правилами», — заметила хранительница печати», — говорится в вышеназванной статье. Тут «хранительница печати» — это, разумеется, министр юстиции.
Не только можно, но и нужно ей поверить. Ведь она официально представляет итальянское правосудие в широком смысле этого слова на самом высшем уровне.
Однако от того, что общественность поверит ей, ясности в этом деле не прибавится. И вот почему.
Ежедневная газета Il Fatto Quotidiano в материале под названием «Roma, fermate ed espulse la moglie e la figlia di un oppositore al regime kazako» в качестве иллюстрации публикует снимок латвийского паспорта Алмы Шалабаевой, выданный в Риге. Он временный, но пока что действительный. Вообще-то, это — не паспорт, а вид на жительство. Потому что на самом верху имеется надпись «Uzturēšanās atļauja», что в переводе с латышского языка означает «вид на жительство». Но газета Il Fatto Quotidiano, публикуя снимок этого документа, сопровождает его такой подписью: «Il passaporto della moglie di Mukhtar Ablyazov, Alma Shalabayeva» — «Паспорт жены Мухтара Аблязова, Алмы Шалабаевой». Документ этот был выдан 20 августа 2012 года 1-отделом управления по делам гражданства и миграции города Риги — PMLP (Pilsonības un migrācijas lietu pārvalde) Rigas 1 Nodala. Он является действительным до 6 октября 2013 года. Может, этот документ – подделка? Но нет, не похоже.
Информация о депортации Алмы Шалабаевой, имеющей на руках латвийский — как утверждает итальянская пресса – паспорт, распространилась 1 июня. А 2 июня в Астану прибыл президент Латвии Андрис Берзиньш. Так что у официальной Риги была прекрасная оперативная возможность внести со своей стороны ясность в эту историю. Но Андрис Берзиньш ничего не сказал по ее поводу. Из чего следует вывод, что латвийские власти в отношении дела Алмы Шалабаевой явно решили занять позицию «моя хата с краю». О правах человека европейцы в этом случае дружно забыли. Но документ-то все же имеется.
Согласно действующим правилам, вид на жительство в Латвии предусматривает безвизовое посещение любой страны Шенгенской зоны. Безвизовое посещение с этим документом не распространяется лишь на Ирландию и Великобританию. Но члены семьи Мухтара Аблязова, насколько это известно, получили в июле 2011 года британский статус политических беженцев. И латвийский временный вид на жительство Алме Шалабаевой понадобился, видимо, для беспрепятственного передвижения (или пребывания) по территории (или на территории) Евросоюза в пределах Шенгенской зоны, в которую Великобритания не входит.
Конечно, иностранке при нахождении в других странах ЕС, также входящих в Шенгенскую зону, нельзя использовать свой латвийский вид на жительство в формате электронной ID-карты в качестве удостоверяющего личность документа. Так что для итальянских властей Алма Шалабаева оставалась гражданкой Казахстана. Но они в принципе не могли игнорировать того, что у нее имеется британский статус политической беженки и латвийский вид на жительство.
И выслать Алму Шалабаеву с дочерью (в случае нарушения ею каких-то правил пребывания на Апеннинах) итальянские власти должны были, по идее, в Лондон или Ригу, а не в Алматы. Но этого почему-то не было сделано.
Конечно, раз Анна Мария Канчелльери заявляет, что все было сделано по правилам и в соответствии с законом, итальянским властям, чтобы быстренько депортировать Алму Шалабаеву с дочерью в Казахстан (а не в Великобританию или Латвию), явно удалось отыскать какую-нибудь лазейку в процедурных требованиях, делающую такой ход возможным без правого нарушения. Италия – это страна Евросоюза. И там обычно так не поступают. Не зря же адвокат семьи Аблязовых утверждает, что для высылки Алмы Шалабаевой вместе с дочерью итальянские власти использовали такую процедуру, посредством которой в этой стране прежде никого не высылали.
Но что вынуждает официальный Рим поступать таким образом?! Какова цена такого его поступка? Ответа нет.
Пока же ясно только одно: неспроста итальянские власти пошли на такой шаг.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.