Global Times: Центральная Азия остается в значительной степени неготовой к тому, что президент Назарбаев назвал «час X»

Разговор о том, какие же риски ожидают страны региона в ближайшем будущем

Издание Global Times опубликовало аналитическую статью под названием «For post-2014 security, Central Asia needs Sino-Russian backing» — «Для обеспечения безопасности в период после 2014 года Центральная Азия нуждается в китайско-российской поддержке».

В ней говорится так: «Казахский президент Нурсултан Назарбаев в своей речи, в которой рассматривался вопрос о том, какое же место Казахстан занимает в Центральной Азии, заявил, что он отвергает любые катастрофические сценарии для Афганистана. «Скажу сразу – я не приемлю катастрофических теорий, которые мы слышим, я не считаю, что уже включен таймер обратного отсчета, приближающего к некому часу «икс» в 2014 году, когда в Афганистане завершится активная фаза операций международных коалиционных сил», — сказал он на Евразийском медиа-форуме в конце апреля.

Днем позже на третьей министерской конференции в рамках так называемого Стамбульского процесса Назарбаев, будучи оптимистичным, тем не менее, признал, что «Афганистан продолжает, к сожалению, оставаться источником террористической и экстремистской деятельности, в том числе в соседние страны».

Афганистан периода после 2014 года представляет собой главный геополитический вызов для стран Центральной Азии, у которых усилия по согласованию таких вопросов, как управление границами, экономическая интеграция или совместное использование водных ресурсов, постоянно терпели неудачу за последние десятилетия.

Казахстан когда-то считался самой мирной страной в постсоветской Центральной Азии, но социальный бунт в нефтедобывающем Западном Казахстане в декабре 2011 года и несколько террористических атак с участием террористов-смертников развеяли давнишний миф о его твердой стабильности. В прошлом году власти официально признали угрозу со стороны Jund al-Khilafah, экстремистской организации, предположительно связанной с Аль-Каидой и активной за последнее время в Афганистане и Пакистане».

Далее в статье дается аналогичная характеристика развитию ситуации в других центрально-азиатских государствах. По ходу такого обзора подспудно формируется мысль о том, что региону в период после 2014 года понадобится поддержка извне для обеспечения безопасности. И, мол, будет более приемлемо, если она придет не от отдельно взятой России и не от столь же отдельно взятого Китая, а от российско-китайского партнерского объединения.

«Такое партнерство должно выходить за формальные рамки Шанхайской организации сотрудничества и включать в себя более активные двусторонние контакты, — говорится далее в статье. — Но в повышенном интересе Китая к центрально-азиатским делам заключается риск того, что такое обстоятельство окажется воспринятым как новое проявление его геополитических амбиций. При уменьшающемся влиянии России и все еще являющейся ограниченной роли Китая в плане обеспечения безопасности Центральная Азия остается в значительной степени неготовой к тому, что президент Назарбаев назвал «час X». Остается только надеяться, что она окажется в состоянии выдержать испытание временем в мире после 2014 года».

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.