Financial Times: Казахская государственная нефтяная компания нацелилась на бензиновый рынок Европы

В «КазМунайГазе» говорят о грандиозной внешней экспансии. Однако в этом плане у нее, а также у ее дочерних фирм за последние годы отмечено больше неудач, чем успехов

Газета Financial Times опубликовала статью под названием «Kazakh state oil company targets Europe's petrol market» — «Казахская государственная нефтяная компания нацелилась на бензиновый рынок Европы».

В ней говорится так: «Государственная нефтяная компания Казахстана планирует большой прорыв в Европу постольку, поскольку быстрорастущий национальный лидер расширяет добычу и добивается получения большей доли регионального розничного бензинового рынка.

Данияр Берлибаев, первый заместитель председателя «КазМунайГаза», заявил, что компания планирует войти в Украину и Турцию и присматривается к автозаправочным станциям, импортным терминалам и распределительным пунктам в двух черноморских странах.

«Мы расширяемся на международном уровне, добираясь от скважины до колеса», — сказал он в интервью газете Financial Times в Астане, столице Казахстана.

КМГ, одна из небольшой группы быстрорастущих национальных нефтяных компаний, сделалась главным средством казахского государства в его стремлении ужесточить контроль над нефтегазовым сектором экономики страны.

Растущая известность компании отражает подъем ресурсного национализма в крупнейших в мире нефтедобывающих странах в течение последнего десятилетия, когда сильный азиатский спрос подтолкнул цены на нефть до рекордных максимумов».

Впервые западная пресса о том, что Казахстан стал проводить политику ресурсного национализма, заговорила громко летом 2007 года. В общем-то, видимо, не зря. Официальная Астана с тех пор добилась двукратного увеличения доли в консорциуме по освоению Кашагана и получила 10-процентную долю в консорциуме по освоению Карачаганака. Теперь же она заблокировала сделку индийской компании OVL с американской группой ConocoPhillips по покупке у той ее 8,4-процентной доли в проекте по разработке месторождения Кашаган. Правительство РК само изъявило желание приобрести этот пакет акций через компанию «КазМунайГаз». Хотя ожидается, что рассматриваемая в данном случае доля впоследствии окажется перепроданной китайской корпорации CNPC, пока получается, что Казахстан, на начало 2008 года не имевший никакого права собственности в консорциуме по освоению Кашагана, становится там самым крупным акционером. В свете таких фактов разговоры о проведении официальной Астаной политики ресурсного национализма, конечно же, вполне оправданны.

Но удастся ли компании «КазМунайГаз», которая стремительно набирает силу и вес за счет увеличения своего участия в отечественных нефтегазовых проектах, продолжить расширение на международном уровне – это еще вопрос. В этом плане у нее, а также у ее дочерних фирм за последние годы отмечено больше неудач, чем успехов.

В 2006 году АО «КазТрансГаз» приобрел грузинскую компанию «Тбилгаз», чьи производственные активы еще к середине 2001 года были работоспособны только на четверть. Новые владельцы тбилисской газораспределительной сети вначале предполагали вложить в развитие компании $82 млн. Однако потом этот плановый объем инвестиций был увеличен до $150 млн. То есть – почти вдвое. Весной 2009 года, когда значительная часть плановых инвестиций была освоена и модернизация сетей в основном оказалась закончена, грузинскими властями был назначен специальный управляющий в тбилисской газораспределительной компании «КазТрансГаз Тбилиси». С тех пор прошло четыре с лишним года. А казахстанская сторона все еще не имеет доступа к своей собственности.

В 2007 году «КазМунайГаз» купила 75-процентный пакет акций румынской группы «Rompetrol» за 2,71 млрд. долларов. Также тогда стало известно, что вся она была оценена в 3,616 млрд. долларов. 26 июня 2009 года Дину Патрисиу, у которого во владении оставался 25-процентный пакет акций, заявил, что он продал его целиком все той казахской компании. А в 2010 году у «КазМунаГаза» до предела обострилась проблема, связанная с долгами перед государством Румыния, оставшимися от прежних хозяев. Дело дошло до того, что Бухарест на самом высоком уровне пытался поставить перед Астаной вопрос их погашения казахстанской стороной. Информационное агентство AFP опубликовало 3 декабря 2010 года репортаж на эту тему под названием «La Roumanie demande au Kazakhstan le payement de la dette du Rompetrol» — «Румыния просит у Казахстана оплаты долга группы Rompetrol. В нем говорилось следующее: «Румынский президент Траян Басеску попросил своего казахского коллегу Нурсултана Назарбаева оплатить долг перед румынским государством на сумму около 500 млн. евро группы Rompetrol, удерживаемой казахской компанией «КазМунайГаз», — заявило в пятницу румынское президентство». Эти споры тогда завершились тем, что румынский суд принял решение, в результате которого Румыния как государство получила долю в объеме 44,69 процента в компании Rompetrol Rafinare – самой ценной части активов группы Rompetrol. И, как следствие, принадлежащая всецело Казахстану группа Rompetrol перестала быть ее практически единовластным владельцем. Однако Румыния как государство продолжает добиваться у казахстанской стороны выплаты задолженности на сумму 500 миллионов евро ($658 миллионов). В мае нынешнего года проходило сообщение о том, что Бухарест и «КазМунайГаз» частично урегулировали свои споры по этому вопросу.

В сентябре 2010 года появилась информация о том, что акционерное общество «Разведка Добыча «КазМунайГаз» приобрело 35 процентов акций в North Sea oil and gas fields у группы British Gas. Сделка, которая оценивается в сумму от $25 млн. (16,2 млн. фунтов стерлингов) до $30 млн., представляет собой, как утверждалось, первую зарубежную инвестицию названного акционерного общества из Казахстана.

Далее была непонятная история с попыткой войти в Ирак. Издание New Europe опубликовало 24 октября 2010 года материал под названием «Iraq awards contracts to develop gas fields | New Europe», в котором сообщалось следующее: «После нефтяных сделок Ирак обратил свое внимание на природный газ, выставив на аукцион права на три месторождения природного газа для частных инвесторов. Министерство нефти Ирака заключило 20 октября сделки на разработку трех из его крупнейших месторождений природного газа. Самое крупное из трех месторождений, Аккас, было присуждено консорциуму, созданному Корейской газовой корпорацией или KOGAS и «КазМунайГазом» из Казахстана. Месторождение в провинции Анбар к западу от Багдада вблизи сирийской границы, содержит запасы, которые оцениваются в 5,6 триллиона кубических футов газа». Это сообщение представлялось в свое время еще одним подтверждением расширения деятельности национальной нефтегазовой компании Казахстана за рубежом. Однако в мае 2011 года «Разведка Добыча КазМунайГаз» отказалась от сделки. Таким образом, консорциум, которому иракскими властями было присуждено право на освоение газового месторождения Аккас, распался. Теперь южно-корейская сторона этим проектом управляет единолично.

 

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.