Британская газета Guardian опубликовала статью Макса Уокера под названием «Kyrgyz president attacks UK for 'hosting a guy who robbed us'» — «Кыргызский президент нападает на Великобританию за «принятие парня, который ограбил нас».
В предисловии к ней говорится так: «Президент Алмазбек Атамбаев требует возвращения Максима Бакиева, сына бывшего лидера, обвиненного в краже миллионов».
Далее уже в самой статье утверждается следующее: «Президент Кыргызстана разразился яростной тирадой против Британии, заявляя о том, что Соединенное Королевство подрывает демократию, принимая у себя беглеца, обвиненного своим правительством в похищении миллионов долларов у хрупкого центрально-азиатского государства.
В интервью с газетой Guardian Алмазбек Атамбаев сказал, что Британия оказывает «прием парню, который ограбил нас», делая при этом ссылку на Максима Бакиева, сына одного из предшественников Атамбаева, свергнутого в результате восстания 2010 года.
Бакиев, который добивается политического убежища в Британии, был обвинен в том, что направил миллионы долларов государственных денег на частные банковские счета. В этом году он был заочно приговорен к 25 годам лишения свободы по коррупционным обвинениям, которые, по словам его адвокатов, являются политически мотивированными.
«Принимает ли Британия детей [Муаммара] Каддафи или Башара аль-Асада? Почему существуют двойные стандарты в отношении Кыргызстана? Британия говорит: «Мы хотим помочь с демократическим развитием в Кыргызстане» Это — ложь. Вы принимаете парня, который ограбил нас. Мы могли бы использовать эти деньги для финансирования справедливых выборов», — сказал Атамбаев».
В данном случае история Максима Бакиева представляется схожей с историей Мухтара Аблязова. Разница лишь в том, что первый из них на родине обвиняется в уводе государственных денег, а второй – банковских денег. И, естественно, оба они обвинения в свой адрес объясняют политическими мотивами.
Но это выступление кыргызского президента Алмазбека Атамбаева в британской прессе примечательно не столько критическим обрушением на Великобританию из-за Максима Бакиева, сколько своеобразным выделением Кыргызстана из ряда ему подобных центрально-азиатских государств. Вот что в этой связи излагается в статье Макса Уокера из газеты Guardian: «Атамбаев говорит, что демократия является лучшей защитой против исламизма. «Да, я думаю, что это будет проблемой в странах Центральной Азии, — сказал он. — Многие простые люди в Центральной Азии обращаются к исламу, потому что они живут под коррумпированными режимами. Путь вперед заключается в создании, по меньшей мере, одной подлинно демократической страны в Центральной Азии для того, чтобы люди в регионе могли видеть, что есть выбор между светским коррумпированным режимом – который зачастую оказывается авторитарным – и диктаторским, радикальным исламским режимом. Есть третий путь — создание по-настоящему демократической страны. Нет никакого другого пути: мы видим триллионы долларов, потраченные в Афганистане, и Талибан по-прежнему находится на своем пути к власти».
Такая позиция напоминает времена правления Аскара Акаева в Кыргызстане. Так же говорилось в ту пору. Просто тогда демократический режим в Бишкеке представлялся как альтернатива пост-коммунистическим режимам в Алматы (а потом в Астане) и в Ташкенте, а теперь — уже «авторитарным, коррумпированным правлениям» там же.
Какую страну США и Западная Европа хвалили и ставили в пример другим странам Центральной Азии и СНГ на протяжении всего первого постсоветского десятилетия?! Имеются в виду 1990-ые годы. Правильно, Кыргызстан.
В одно время даже сами кыргызы свято верили в то, что они наиболее продвинутые и перспективные, и ходили очень гордые. Потом у них наступило горькое похмелье от демократической фанаберии того десятилетия. Страна пережила несколько попыток революционной смены власти. Две из них удались. И нет никакой гарантии тому, что такое не повторится.
Кстати, значительная доля дееспособной (в условиях рыночных порядков) части населения в городах Кыргызстана за последние годы, которые были отмечены целым рядом масштабных выступлений оппонирующих с правящим режимом сил, покинула страну. Кто-то уехал в Россию, а кто-то в соседний Казахстан.
Сама страна, в действительности, находится в весьма непростой ситуации. А в 1990-ые годы ее те, кто извне инициировал осуществление ударными темпами социально-экономических и общественно-политических реформ, рисовали чуть ли не как самое передовое и перспективное государство на территории бывшего Советского Союза. Сейчас по объему ВВП Кыргызстан откатился на последнее 15-ое место среди бывших союзных республик распавшегося СССР. Раньше его занимал Таджикистан, который пережил многолетнюю гражданскую войну.
Все то время, пока там воевали между собой, в Кыргызстане проводили рыночные и демократические реформы. Проводили ударными темпами. Вот уже порядка пятнадцати лет прошло с тех пор, как в Таджикистане сошла на «нет» большая гражданская война, а в Кыргызстане – большая реформенная эйфория.
И что же изменилось? Таджикистан потихоньку пришел в себя и ожил. А Кыргызстан по своим экономическим показателям опускается все ниже и ниже. Но ведь когда-то он считался западными поборниками демократических и рыночных реформ в Центральной Азии самой передовой страной в регионе.
Потом как-то стало не принято вспоминать об этом. Теперь, похоже, все возвращается на круги своя. Кыргызский президент Алмазбек Атамбаев фактически открытым текстом осуждает коррумпированные режимы в странах по соседству, где из-за этого «многие простые люди обращаются к исламу», и предрекает, что исламизм станет «проблемой в странах Центральной Азии». Он при этом, надо полагать, имеет в виду и Казахстан, где за последние два года имел место целый ряд серьезных столкновений сил правопорядка с исламистскими боевиками.
Алмазбек Атамбаев позиционирует свой режим в качестве выбора, альтернативного и авторитарному коррумпированному режиму, который есть сейчас, и радикальному исламскому режиму, который может появиться. Проблема тут лишь в том, согласятся ли соседние страны с такой постановкой вопроса.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.