Петр Афанасенко и Сатжан Ибраев: «Алиев пытается создать впечатление, что он является демократом и противником авторитарного режима. Это – нелепая ложь»

«До тех пор, пока это было возможно, он оставался одним из самых жестоких палачей демократии в Казахстане», - утверждают они

Мальтийская газета Sunday Times опубликовала статью Марка Микаллефа под названием «Aliyev accusers make new request for action by police» — «Обвинители Алиева делают новый запрос на принятие мер полицией».

В ней говорится так: «Двое мужчин, которые утверждали, что они подвергались пыткам и ложным обвинениям со стороны казахского миллионера Рахата Алиева, находящегося в добровольном изгнании на Мальте, подали новое заявление с требованием о том, чтобы мальтийская полиция расследовала их обвинения против него.

«Алиев пытается создать впечатление, что он является демократом и противником авторитарного режима. Это – нелепая ложь. До тех пор, пока это было возможно, он оставался одним из самых жестоких палачей демократии в Казахстане», — сказали эти люди мальтийской газете Sunday Times».

Речь идет о Петре Афанасенко и Сатжане Ибраеве, бывших телохранителях экс-премьера РК Акежана Кажегельдина. По словам истцов, Рахат Алиев в свое время лично пытал их.

История эта уже хорошо известна на Мальте. Напомним, что еще в прошлом году полиция этого островного государства неоднократно отклоняла запросы немецких и мальтийских адвокатов на проведение расследования свидетельств, указывающих на причастность Рахата Алиева к пыткам Сатжана Ибраева и Петра Афанасенко, телохранителей бывшего казахского премьер-министра Акежана Кажегельдина. Свой отказ тамошние власти аргументировали тем, что они, мол, в данном случае неправомочны. Петр Афанасенко обратился в мальтийский суд с жалобой на бездействие полиции, отказывающейся провести следствие по делу Рахата Алиева. Адвокаты истцов выражали надежду на то, что мальтийский суд примет решение, обязывающее полицию начать расследование.

Перед тем же самым магистратским судьей Антонио Мицци, который еще тогда занимался этим вопросом, за комиссара полиции предстала заместитель генерального прокурора Донателла Френдо Димеч. Она заявила суду, что полиция представила веские причины, почему она не может проводить такое расследование.

«Полиция никогда не станет служить прибежищем для тех, кто совершил преступление, вместе с тем она не может действовать, ведя себя опрометчиво, и действовать вне своей юрисдикции, — сказала Донателла Френдо Димеч. — Но вы просто не можете арестовать, допрашивать человека при отсутствии у вас полномочий делать это, и в особенности без каких-либо доказательств на руках».

Мальтийские правоохранительные органы и прокуратура по раздающимся извне обвинениям в отношении Рахата Алиева по сию пору придерживаются такой позиции. И местному суду их контраргументы представляются убедительней аргументов обвиняющей стороны.

Рахата Алиева обвиняли не только Петр Афанасенко и Сатжан Ибраев, но и сам экс-премьер РК Акежан Кажегельдин, который также является политическим беженцем. По его словам, тот в свою бытность заместителем руководителя службы безопасности РК пытал двух его телохранителей в попытке выбить из них признание о том, что премьер-министр — то есть он сам — планировал государственный переворот против Нурсултана Назарбаева.

К премьер-министру Мальты Лоуренсу Гонзи с просьбой побудить местную полицию провести соответствующее расследование в отношении бывшего казахского посла в Вене обращался представитель мальтийской партии зеленых по европейским и международным делам Арнольд Кассола. Глава мальтийского правительства в ответ заявил так: Рахат Алиев женат на гражданке Евросоюза и пользуется свободой передвижения по территории государств-членов ЕС. Лоуренс Гонзи после консультаций с Генеральным прокурором своей страны также, как выясняется, придерживается позиции, что у Мальты нет юрисдикции для расследования заявлений о пытках и преступлениях против человечности, в которых обвиняют бывшего казахского посла в Вене.

В общем, получается замкнутый круг. Власти Мальты не хотят втягиваться в расследование жалобы бывших телохранителей экс-премьера РК Акежана Кажегельдина. Потому что, мол, события, на которые они ссылаются, происходили в Казахстане, а раз так, у мальтийских правоохранительных органов нет юрисдикции на проведение расследования в этом случае.

Их адвокаты всецело не согласны с доводами мальтийских властей по оправданию своего бездействия по делу Рахата Алиева.

«Преступления против человечности на самом деле были совершены. Это была систематическая пытка», — говорят они.

Петр Афанасенко и Сатжан Ибраев, а также поддерживающий их Акежан Кажегельдин, обращаясь к мальтийским властям с запросом на проведение расследования в отношении проживающего в их стране Рахата Алиева, исходят из того, что преступление против человечности, в котором они обвиняют того, относится к разряду криминальных деяний, на которые распространяется универсальная юрисдикция. А правоохранительные органы и прокуратура Мальты отклоняют их это требование постольку, поскольку не соглашаются рассматривать бывшего посла РК в Вене в качестве человека, предположительно совершившего такого типа злодеяния. Поэтому они считают, что дело Рахата Алиева, даже если он и совершил какие-то преступления, должно рассматриваться в самом Казахстане.

Сейчас Петр Афанасенко живет в Бельгии, а Сатжан Ибраев – в Казахстане.

Рахат Алиев, который состоит в браке с австрийской гражданкой Эльнарой Шоразовой, пользуется свободой передвижения по территории Европейского Союза, но он является объектом расследования, проводимого венской прокуратурой, а также различными юридическими группами, добивающимися его судебного преследования на Мальте за преступления против человечности.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.