Реальность преступности и мифичность борьбы с ней

ОСДП совместно с другими общественными организациями провела гражданские слушания на тему “Правосудие в Казахстане: миф и реальность”

“В Талдыкоргане человек, доведенный до отчаяния, застрелил судью и застрелился сам. Зачем до этого доводить?” — поставила проблему Руфина Галимзянова, активист движения “За справедливость”, на гражданских слушаниях “Правосудие в Казахстане: миф и реальность”. Мероприятие проводилось в Алматы под эгидой Общенациональной социал-демократической партии совместно с другими общественными организациями. Аскар Насиев, Коммунистическая партия Казахстана, заявил: “Надо делать революцию. Мирную, но со сменой действующей власти”.

“Казахстан в тройке мировых лидеров по убийствам среди молодежи. Вдвое увеличилось укрытие преступлений, ставшее прибыльным бизнесом”, – привел неутешительные примеры Жармахан Туякбай, председатель ОСДП. В своем докладе “Проблемы национальной правоохранительной системы” он акцентировал особое внимание на том, что совершенствовать полицейскую и судебную модели “можно только при условии изменения политической системы”.

“Перед нами консерватизм морального разложения, тотальная коррупция”, – подчеркнул лидер социал-демократов. Он отдельно остановился на том моменте, что работники правоохранительных органов открыто демонстрируют свой роскошный образ жизни и даже собирают одобрения за “умение жить”. “По сути, все граждане страны оказались в заложниках у силовиков. Правовой нигилизм силовых структур стал наглым и агрессивным”, – отметил г-н Туякбай.

“Об обеспечении процессуального равенства участников судебного процесса” – с таким докладом выступил Анвар Тугел, кандидат юридических наук. Он пожаловался на материальные моменты в работе адвокатов: государство оплачивает час их работы в 800 тенге (80% правовой помощи гражданам оплачивается из республиканского бюджета). “За 800 тенге оказать квалифицированную и мотивированную помощь трудно”, – заметил президент Союза адвокатов РК. “Только в нормальной состязательной борьбе можно поднять качество работы правоохранительных органов”, – подчеркнул г-н Тугел.

Мероприятие проходило при достаточно большом скоплении представителей  общественности. По репликам и другим замечаниям стало понятно, что адвокатов жители страны любят не на много больше, чем полицейских и судей.

Юрист Сергей Уткин предложил оригинальный вариант оздоровления судейского корпуса (порядка 2000 судей на всю республику). Идея такова: поставить во главе Верховного суда честного и компетентного человека. Тот, пользуясь правом выносить дела на пленарные заседания, может не особо напрягаясь разбирать по 20 дел в месяц. “Судья имеет право на ошибку, но можно легко определить судью, который выносит заведомо неправосудное решение – он не принимает во внимание аргументированные доводы одной из сторон”, – пояснил г-н Уткин.

За каждое неправосудное решение, которое прошло через Верховный суд, ответственный за него судья получает “крестик”. Когда набралось три “креста” – его увольняют и ставят нормального. Аналогичная система по провинившимся судьям областного звена и ниже. “Сигналы сверху очень хорошо доходят до низа. Месяц-два-три и ситуация начнет выправляться”, – прогнозирует Сергей Уткин. “Реформы только сверху – снизу только революция”, – акцентировал он. Далеко не все участники гражданских слушаний верят в гипотетическую возможность нахождения и продуктивной работы честного человека во главе Верховного суда Республики Казахстан.

Омирбек Тогусов, член президиума ОСДП, на примере судебного разбирательства жанаозенских событий указал: “Суды, принимающие доказательства, полученные под пыткой – это самое грубое нарушение базовых прав граждан”. Также он отметил: “Суды вместе с прокуратурой участвуют в рейдерстве. Срубить “капусту” – жизненное кредо многих служителей фемиды”. “Когда же власть поймет элементарные права граждан?!” – эта фраза прозвучала как крик отчаяния.

“Очень много моментов в нашей судебной системе, которые не подлежат никакому логическому объяснению”, – констатировал Ермек Нарымбаев, председатель Союза рабочих и безработных. “Зачем собирать воду по полу, если нужно для начала выключить кран?” – задал он риторический вопрос.

Г-н Нарымбаев отдельно остановился на правовом неравенстве сторон в Казахстане: “У банка при подаче иска к заемщику срока исковой давности нет, а у заемщика к банку только 12 месяцев”. Он считает, что главные криминальные очаги в стране – это “Алматы, Астана, Атырау”. Из его предложений: “Места судей в Алматы и Астане должны занимать кандидаты из провинции – по 3 года на принципе ротации”.

 Бахыт Туменова, президент ОФ “Амансаулык”, рассказала о положительном опыте Грузии. Там на детекторе лжи выбрали двух честных судей, дали им высокую зарплату, обеспечили охраной не только их, но и членов семей. В результате судебная система реально оздоровилась. “Но первое, что здесь было – это политическая воля”, – особо выделила г-жа Туменова. “Власть не заинтересована в том, чтобы было правосудие, потому что здесь надо начинать с себя!” – подчеркнула она. Бахыт Туменова озвучила информацию о том, что власти готовятся к росту арестов. По ведомственному прогнозу их ожидается 125 тыс. в год, из-за чего силовики просят увеличения финансирования и создания специальных “арестных домов”.

“Двойные стандарты отправления правосудия. Невозможность добиться правды, даже имея на руках все положенные документы”, – на это указала Руфина Галимзянова. Она сослалась на сообщения в СМИ, где говорилось, что только 20% судебных дел оформляются так, как положено по нормам законодательства. Отталкиваясь от примера с судьей Кульпаш Утемисовой, которая открыто рассказала как разложилась система правосудия и сама попала в места лишения свободы, г-жа Галимзянова заявила: “Правосудия у нас нет и быть не может по определению. Место судьи стоит от 200 тыс. у.е. до 1 млн. у. е. В гаражах судей “Бентли” и “Майбахи”. Наши суды не могут решить даже простые житейские вопросы”.

Софья Ибрагимова, руководитель движения “За справедливость”, дополнила общую картину рассказом о механизме, как в судах сумма взяток растет в разы. “Диск видеозаписи в судах дают, но без звука, поэтому маты судьи доказать невозможно”, – заметила она про технические ноу-хау.

“То, что у нас перед законом все равны – это ерунда. В Конституции уже записано, что одной группе лиц ничего не будет, а другим надо держаться в установленных рамках”, – отметила Динара Исенова, председатель профсоюза работников банковской сферы.

“Народное возмущение достигло апогея. Мы не знаем, что делать. Как защитить себя от правоохранительной системы, – подчеркнула Канагат Такеева, общественный деятель. – Опыт Киргизии их ничему не учит. Ведь не все смогли улететь на своих самолетиках – многим пришлось ответить за преступления”.

“Менять надо не председателя Верховного суда, а президента. Он создал эту систему”, – предложила юрист Светлана Каторча.

В ходе гражданских слушаний никто не выступил с заявлением или предположением, будто правосудие в Казахстане есть. Из положительных моментов можно назвать только замечание Зауре Нурмуханбетовой о том, что “гласности правоохранительные органы все-таки боятся”.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.