Условия у загадки такие. Подъехал, стало быть, мужик к реке. Ему надо перевезти на ту сторону мотоцикл, козу, волка и мешок капусты. В лодку кроме мужика помещается только один груз.
Как быть? Повезёшь волка – в это время коза съест капусту. Капусту загрузишь, волк слопает козу. А мотоцикл станешь переправлять, так коза успеет съесть капусту, а волк козу.
Вот с визами примерно та же история. На волне бирюлёвского “погрома” в Москве опять принялись обсуждать предложение отгородиться визовым режимом от Средней Азии и Азербайджана. Опросы показывают, что более 80 процентов российских граждан – “за”. Но в таком голосовании больше эмоций. Детали и последствия почти никто себе не представляет. А в деталях весь дьявол и прячется.
С некоторыми из россиян я сейчас веду на эту тему сложные геополитические дискуссии.
— Ладно, — говорю, — насчёт азербайджанцев и узбеков можно согласиться. Но как быть с Казахстаном? У нас ведь таможенный союз. И большие планы на дальнейшую интеграцию. Ну, и русских людей там четыре миллиона. Жизнь от визового режима у них очень усложнится.
— А с Казахстаном не надо вводить визы, — отвечают на это добрые простые россияне.
— Так не выйдет, — уточняю я условия задачи. – Визовый режим с киргизами, узбеками и таджиками автоматически подразумевает визы с Казахстаном. Значит, конец таможенному союзу.
Простые россияне задумываются:
— А может, пусть казахи закроют свои границы со Средней Азией? И окажутся с нами внутри, в безвизовой зоне. А киргизы и узбеки пусть будут снаружи.
— Вряд ли казахи захотят. У них же там братские народы, почти родственники. И на Иссык-Куль из Алма-Аты станет неудобно ездить.
Россияне опять глубоко задумываются. Некоторые начинают говорить, что, пожалуй, действительно со Средней Азией не надо вводить виз. А ввести только с Азербайджаном. Вот Чечню бы ещё куда-нибудь деть. Но это другая история.
Тут в разговор энергично вступает Молодой Перспективный Политик. Сподвижник какого-нибудь Навального:
— Россия будет принимать только тех мигрантов, которые ей нужны. И столько, сколько посчитает нужным. Ситуацию пора взять под контроль. Поэтому визовый режим со Средней Азией абсолютно необходим.
— А как же Казахстан?
— Это проблема Казахстана. Он должен сделать выбор.
— Видите, — со вздохом оборачиваются ко мне простые россияне. – Казахстан должен сделать выбор.
Но в это время по телевизору начинают показывать Путина, Назарбаева и Лукашенко. Они сидят в только построенном дворце белорусской независимости и обсуждают: кого ещё принять в таможенный союз. Из разговора телезритель узнаёт, что с Таджикистаном, Арменией и Киргизией вопрос уже практически решён, но просятся Индия, Сирия и Турция.
— Это что же? – удивляются простые россияне. – Выходит, с Азией никаких виз не будет? Пока мы языки чешем, начальство, вон, расширяет евразийскую интеграцию аж до Африки!
Кто-то вспомнил, что несколько месяцев назад смотрел по телевизору совсем другой сюжет. О том, как энергично продвигается дело с отменой виз между Россией и Евросоюзом. Посол российского МИДа по особым поручениям Анвар Азимов рассказывал народу, что условием включения РФ в шенгенскую зону является введение виз с Узбекистаном и Таджикистаном. Россия должна отгородиться от Азии. И есть поручение Путина такие визы ввести.
“По-моему, с 2015 года”, — сказал этот особенный посол в интервью телеканалу “Дождь”.
Правда, через несколько дней господин Азимов сообщил, что его неправильно поняли:
“Речь не идет о введении визового режима со странами СНГ, в том числе со странами Центральной Азии. Речь идет о том, как сказал в обращении к Федеральному собранию наш президент, что, возможно, с 2015 года будет рассмотрена возможность въезда из стран СНГ в Россию по загранпаспортам”.
Но в шенген-то Россия стремится? Или уже нет?
Ещё как стремится! Те россияне, что приохотились в последние полтора десятилетия ездить за границу, просто мечтают про безвизовую шенгенскую зону.
Однако с “довеском” в виде Таджикистана Россию туда не примут. Чтобы вступить в закрытый клуб народов Запада, Россия должна поставить железный занавес на Востоке. Как бы не уворачивался от этой темы хитрый евразийский посол Азимов.
На днях представитель Евросоюза в Москве Вигаудас Ушацкас подтвердил, что вопрос о вступлении РФ в шенгенскую зону потихоньку решается, но многое ещё не решено, например, в России, мол, есть проблемы с соблюдением прав человека.
И Путин смолчал! Потому что обещал продвинутым россиянам шенген. И они ждут.
В общем, как раз получается история про волка, козу и капусту.
Тем временем в Евросоюз активно засобирались украинцы. Но им гораздо легче сделать выбор. Украина хоть и большая страна (45 миллионов человек), и с немалыми различиями по линии восток-запад, однако поместится в Европу без особенных проблем. Как новый пассажир в автобус. А Россия не поместится. Она сама автобус.
Или лучше так: Москва и европейская часть до Урала — это всего лишь голова и плечи огромного усталого зверя; туловище его тянется через немереную тайгу за Енисей, причём, пупок, середина страны, помещается аж в Эвенкийском АО. Потом снова тайга без конца и без края, и горы, и ещё много чего, Байкал, например, а тяжёлый хвост усталого зверя заканчивается возле Японии.
У этого колосса пока что мягкое подбрюшье, но скоро может получиться “острый живот”: если Россия закроется визами от бывших советских республик ЦА, туда ещё активнее станут заходить китайцы, турки, афганцы, арабы, и в приграничных с азиатской Россией регионах лет через 30 будет совсем другое население. Последствия могут оказаться самыми разными.
Энергичнее других перспективы прокомментировала известная либеральная журналистка Евгения Альбац. Она сказала, что не видит особой проблемы, если Россия через какое-то время разделится по Уральскому хребту.
Альбац всего лишь додумала и проговорила вслух те вещи, о которых прогрессивные российские политики, выступающие за введение виз, предпочитают не говорить. Они, похоже, и не задумываются на эту тему. Просто очень хотят в Европу.
Ожидать многовекторной мудрости от кремлёвских начальников (мол, это мы с вами не понимаем, как можно одной задницей сидеть на двух стульях; а они, возможно, владеют особенной техникой) — тоже не приходится. Такие же геополитические стратеги со всеми своими визирями уже профукали в начале 1990-х СССР.
Но есть ли вообще компромиссное решение у визовой проблемы? Наверное, нет. Особенно если российская полиция и миграционная служба останутся такими же коррумпированными, как сейчас. Тогда вместо тонкой отладки механизмов преодоления миграционных проблем придётся, после очередного Бирюлёва, действительно принимать механические меры. То есть вводить визовый режим с Азией. А дальше многое может пойти по прогнозу Евгении Марковны Альбац.
Правда, есть надежда, что у таможенного союза не заладится с новыми членами, а у старых членов ТС потихоньку продолжится притирка к Евросоюзу, и со временем можно будет ставить вопрос о приёме в шенгенскую зону разом Белоруссии, России и Казахстана. Но это мечты и грёзы. Пока же мудрые вожди Евразии пытаются набрать в свой союз племён побольше народу с Востока и одновременно стоят в очереди на шенген. Чем кончится эта двояковыпуклось, не понимает никто.
Кстати, задача про мужика на мотоцикле решается так. Он должен сначала перевезти на другой берег козу. Вернуться, забрать волка, перевезти его и оставить на другом берегу. А козу переправить назад. После этого перевезти капусту. Потом мотоцикл. А в конце уже окончательно переправить козу.
Но это по нынешним временам какое-то слишком мудрёное решение.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.