Какие выгоды реализация идеи китайского президента Си Цзиньпина о создании экономического пояса Шелкового пути сулит Казахстану?

Район казахского участка бывшего советско-китайского приграничья перестает рассматриваться как бесперспективная периферия мирового экономического развития

Гонконгская газета South China Morning Post опубликовала статью Г.Чжао Бина под названием «New Silk Road starts with Xian» — «Новый Шелковый путь начинается в Сиани».

В предисловии к ней говорится так: «Г.Чжао Бин говорит, что экономический пояс Шелкового пути с городом Сиань в центре должен стать частью долгосрочной стратегии, имеющей целью привнесение экономического процветания в слаборазвитый западный регион Китая».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Президент Си Цзиньпин в очередной раз повторил свое желание создать экономический пояс Шелкового пути после недавнего визита в Казахстан, где он предложил эту идею в качестве пути для европейских и азиатских стран в целях формирования более тесных экономических связей.

Создание пояса Шелкового пути, в дополнение к его международному стратегическому значению, будет способствовать экономическому развитию в Западном Китае и окажет далеко идущее влияние на региональное развитие в целом».

Одним из главных бенефициаров идеи, направленной на создание экономического пояса Шелкового пути, явится, надо полагать, Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР). Китайская Народная Республика, прилагая большие усилия к развитию своих отсталых западных регионов, продвигает прогресс со своего востока на запад. Это — гигантского масштаба процесс. Его развитию дополнительный импульс должен придать реализация заявленной в Астане идеи китайского президента Си Цзиньпина о создании экономического пояса Шелкового пути. Ее объявление вызвало большой резонанс в мире. И прежде всего – в Китае. В Казахстане же о ней пока что не так уж много разговоров ведется. А ведь она стоит того, чтобы ее обсуждению уделялось первостепенное внимание и у нас в стране. И вот почему.

Стремительный подъем того же Синьцзяна, с одной стороны, так или иначе должен повлечь за собой развитие юго-востока Казахстана и Кыргызстана. С другой стороны, китайцы, поднимая свои районы, прилегающие к нашим границам, должны быть очень заинтересованы в социально-экономическом росте и по эту их сторону. Иначе китайский крайний Запад, несмотря на все усилия, останется континентальным тупиком, упирающимся в неразвитый Кыргызстан и не бог весть как развитый юго-восток Казахстана. То есть такой вариант для них нежелателен.

Так что принимаемая сейчас к исполнению идея создания экономического пояса Шелкового пути не самоценна. Китайцами она рассматривается как часть долгосрочной стратегии под названием «Go West» — «Путь на Запад», имеющей целью привнесение «экономического процветания в слаборазвитый западный регион Китая».

Впрочем, много дел в этом плане уже сделано. Ход реализации «Плана по развитию Запада» («Western Development Plan), принятого в 2000 году, признается успешным. И хотя поныне разница в уровнях экономического развития между находящимися на востоке прибрежными провинциями и западным регионом Китая в целом остается значительной, тот же Синьцзян-Уйгурский автономный район добился значительного прогресса. Еще в 2011 году он по показателю ВВП с результатом в $101,7 млрд. занял 25 место, оставив позади себя некоторые собственно китайские провинции.

Такое достижение стало возможным во многом благодаря налаживанию Синьцзяном широких торгово-экономических связей с постсоветскими государствами. Поэтому неудивительно, что в политике подъема экономики СУАР большое внимание уделяется укреплению и развитию связей со странами Центральной Азии, а прежде всего – с Казахстаном. И то, что идея создания экономического пояса Шелкового пути была озвучена китайским президентом Си Цзиньпином в Астане, также представляется не случайным.

Как бы то ни было, район центрально-азиатского участка бывшего советско-китайского приграничья перестает рассматриваться как бесперспективная периферия мирового экономического развития. Радужные планы строятся по обе стороны границ. Казахские чиновники планируют превратить Алматы в финансовый центр Центральной Азии, их китайские коллеги предполагают трансформировать Урумчи вообще в экономический центр этого региона. И у них это, надо сказать, уже получается.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.