Газета Washington Post опубликовала переданную из Пекина статью Саймона Деньера под названием «China bypasses American «New Silk Road» with two of its own» — «Китай обходит американский «Новый Шелковый путь» с двумя собствеными путями».
В ней говорится так: «Вооружившись десятками миллиардов долларов в виде инвестиционных сделок и романтическими рассказами о древних землепроходцах, китайский президент Си Цзиньпин провел значительную часть прошлого месяца, продвигая свою концепцию двух новых «Шелковых путей» для соединения своей страны с Западом и обеспечения ему поставок энергоносителей – по суше и по морю.
В ходе этого процесса он затмил американское видение «Нового Шелкового пути», которое два года назад было выдвинуто с большой помпой тогдашним государственным секретарем США Хиллари Клинтон и должно было оживить Афганистан в качестве связующего звена между Центральной и Южной Азией.
Контраст между этими двумя видениями, – одно из которых имеет огромные суммы денег на кону, а другое пытается оторваться от земли, — только подчеркивает то, как же постоянно растущий вес Китая в Азии оборачивается вызовом влиянию Соединенных Штатов.
«В Центральной Азии, в частности, лидер Китая воспользовался относительным упадком России и запланированным выводом американских войск из Афганистана для того, чтобы расширить влияние своей страны», — заявили эксперты.
«Китай делает довольно смелый шаг, — говорит Крис Джонсон из Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне. — Си Цзиньпин видит огромную зияющую дыру в плане торгово-экономических возможностей, которыми Соединенным Штатам Америки до сих пор не удалось воспользоваться».
Насчитывающая свыше двух тысячелетий сеть торговых маршрутов, связывающих оазисные города, доставляла китайский шелк и другие продукты из стран Азии на Запад.
В своем выступлении за новый Шелковый путь Си подчеркивал важность обеспечения Китаем своих энергетических поставок — по суше с газовых и нефтяных месторождений в Центральной Азии и за ее пределами, а также морским путем по спорным водам Азии и через оживленный Малаккский пролив.
В прошлом месяце Си ездил в Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан и подписал инвестиционные соглашения стоимостью в десятки миллиардов долларов, получив долю в крупном казахском нефтяном месторождении и расширив импорт газа по трубопроводу из Туркменистана.
В казахстанской столице Астане, где были заключены сделки на сумму $30 миллиардов, он ностальгически говорил о том, что почти слышит «звон верблюжьих колокольчиков, отдающихся эхом в горах» и видит «струйку дыма, поднимающуюся из пустыни».
Си говорил о путешествиях Чжана Цяня, посланника династии Хань, в этот регион свыше 2100 лет назад, но на более предметной основе он предложил создать «Экономический пояс Шелкового пути» для развития торговли и транспортных связей и укрепления координации региональной политики от Тихого океана до Балтийского моря.
В дополнение к геостратегической энергетической игре Пекин видит экономические выгоды в транспортировании грузов из Западного Китая, который отстает от переживающего бум восточного побережья, через Центральную Азию.
Обхаживание Китаем центрально-азиатских республик порождает сравнения с «большой игрой», имевшим место в XIX веке соперничеством в регионе между Россией и Великобританией».
Саймон Деньер указывает на то, что в нынешних условиях Китай идет впереди, затмевая Россию в качестве крупнейшего торгового партнера четырех из пяти центрально-азиатских республик.
Еще автор обращает внимание на то, что Си Цзиньпин стал третьим подряд президентом Китая, побывавшим в бывшем советском центрально-азиатском регионе, который еще ни один американский президент не посещал. В регионе, как он считает, имеются огромные возможности по бизнесу для американских компаний в том, что касается телекоммуникаций, нефти и дорог. Но на данный момент, по словам Марты Брилл Олкотт из Фонда Карнеги за международный мир, Китай «выходит на первое место в регионе».
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.