Издание Global Times опубликовало аналитическую статью Лю Цяня под названием «Cooperation, not confrontation better choice for India in Central Asian energy» — «Не конфронтация, а сотрудничество является лучшим выбором для Индии в центрально-азиатской энергетической отрасли».
В ней говорится так: «Центральная Азия богата нефтью и газом. Китай и Индия, с их растущим потреблением энергии, оба поставлены перед необходимостью принять участие в освоении энергоресурсов региона. Как следствие они двое начинают конкурировать в регионе.
По сравнению с западными энергетическими компаниями китайские компании припозднились с вхождением в нефтегазовый сектор Центральной Азии.
После распада Советского Союза США поставили себе целью восполнение вакуума в регионе в надежде на ослабление влияния России, и освоение месторождений нефти и газа и строительство трубопроводов стали их приоритетами. Это соответствовало потребностям самих центрально-азиатских стран и подготовило почву для прихода западных компаний в регион.
Подобный вывод в особенности касается Казахстана. Такие компании, как ExxonMobil и Chevron, получили лучшие нефтегазовые ресурсы страны. Британская нефтяная компания BP обратила фокус своего внимания в плане энергетического освоения постсоветского пространства на Азербайджан, который граничит с Каспийским морем.
Китай оставался наблюдателем в Центральной Азии в течение достаточно длительного времени до того, как стал налаживать местные связи, и Россия являлась одной из главных причин тому.
В процессе создания ШОС и формирования сотрудничества с Россией и Центральной Азией в рамках антитеррористических и направленных против сепаратизма усилий Китай постепенно набирал обороты в налаживании энергетического сотрудничества с центрально-азиатскими странами и добился впечатляющих успехов.
Индия начала исследовать энергетический потенциал региона еще позже, чем Китай. Индия, хотя она и прилагает определенные усилия к налаживанию сотруднических связей, почти не имеет никакого присутствия на данный момент.
Но некоторые агрессивные индийские СМИ полагают, Индия может напрямую бросать вызов Китаю в регионе, основывая такое заявление на потенциальной 8,4-процентной индийской доле в Кашагане, казахской нефтяной компании. А также — на недавних планах по двум трубопроводам из Туркменистана в Китай и Индию. Пересматривая свои стратегии, ConocoPhilips достигла договоренности с индийской корпорацией ONGC (Oil & Natural Gas Corp) и представила соглашение казахскому правительству на утверждение.
Однако этот пакет акций был куплен казахстанской национальной нефтяной компанией «КазМунайГаз», которая обладает правами преимущественной покупки, а затем был передан корпорации CNPC (China National Petroleum Corporation) при одобрении казахского правительства. Это вызвало у Индии чувство обиды, основанное на том представлении, что Китай забрал то, что она должна была получить.
На самом деле нет ничего крамольного в этой открытой сделке, которая была осуществлена в соответствии с требованиями казахских норм. И Китай может принести больше пользы для проекта, в том числе можно назвать большие объемы инвестиций и стабильный рынок».
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.