Global Times: В этой сделке, осуществленной по требованиям казахских норм, нет ничего крамольного, и Китай может принести больше пользы для проекта Кашаган

Разговор о сделке, которая вызвала у Индии чувство обиды, основанное на том представлении, что Китай забрал то, что она должна была получить

Издание Global Times опубликовало аналитическую статью Лю Цяня под названием «Cooperation, not confrontation better choice for India in Central Asian energy» — «Не конфронтация, а сотрудничество является лучшим выбором для Индии в центрально-азиатской энергетической отрасли».

В ней говорится так: «Центральная Азия богата нефтью и газом. Китай и Индия, с их растущим потреблением энергии, оба поставлены перед необходимостью принять участие в освоении энергоресурсов региона. Как следствие они двое начинают конкурировать в регионе.

По сравнению с западными энергетическими компаниями китайские компании припозднились с вхождением в нефтегазовый сектор Центральной Азии.

После распада Советского Союза США поставили себе целью восполнение вакуума в регионе в надежде на ослабление влияния России, и освоение месторождений нефти и газа и строительство трубопроводов стали их приоритетами. Это соответствовало потребностям самих центрально-азиатских стран и подготовило почву для прихода западных компаний в регион.

Подобный вывод в особенности касается Казахстана. Такие компании, как ExxonMobil и Chevron, получили лучшие нефтегазовые ресурсы страны. Британская нефтяная компания BP обратила фокус своего внимания в плане энергетического освоения постсоветского пространства на Азербайджан, который граничит с Каспийским морем.

Китай оставался наблюдателем в Центральной Азии в течение достаточно длительного времени до того, как стал налаживать местные связи, и Россия являлась одной из главных причин тому.

В процессе создания ШОС и формирования сотрудничества с Россией и Центральной Азией в рамках антитеррористических и направленных против сепаратизма усилий Китай постепенно набирал обороты в налаживании энергетического сотрудничества с центрально-азиатскими странами и добился впечатляющих успехов.

Индия начала исследовать энергетический потенциал региона еще позже, чем Китай. Индия, хотя она и прилагает определенные усилия  к налаживанию сотруднических связей,  почти не имеет никакого присутствия на данный момент.

Но некоторые агрессивные индийские СМИ полагают, Индия может напрямую бросать вызов Китаю в регионе, основывая такое заявление на потенциальной 8,4-процентной индийской доле в Кашагане, казахской нефтяной компании. А также — на недавних планах по двум трубопроводам из Туркменистана в Китай и Индию. Пересматривая свои стратегии, ConocoPhilips достигла договоренности с индийской корпорацией ONGC (Oil & Natural Gas Corp) и представила соглашение казахскому правительству на утверждение.

Однако этот пакет акций был куплен казахстанской национальной нефтяной компанией «КазМунайГаз», которая обладает правами преимущественной покупки, а затем был передан корпорации CNPC (China National Petroleum Corporation) при одобрении казахского правительства. Это вызвало у Индии чувство обиды, основанное на том представлении, что Китай забрал то, что она должна была получить.

На самом деле нет ничего крамольного в этой открытой сделке, которая была осуществлена в соответствии с требованиями казахских норм. И Китай может принести больше пользы для проекта, в том числе можно назвать большие объемы инвестиций и стабильный рынок».   

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.