“Панфиловцы: 60 дней подвига, ставших легендой”

Состоялась презентация книги Владислава Григорьева и Лайлы Ахметовой, посвященной боевым действиям 316 стрелковой – 8 гвардейской дивизии имени И.В. Панфилова под Москвой

Дивизия имени генерала Ивана Панфилова – это исток гвардии Казахстана и Кыргызстана (подавляющее большинство ее воинов в осенне-зимних боях 1941 года были из Казахской и Киргизской ССР Советского Союза). Книга историков-исследователей Владислава Григорьева и Лайлы Ахметовой “Панфиловцы: 60 дней подвига, ставших легендой” посвящена боям и жизни 316 стрелковой – 8 гвардейской дивизии с 14 октября по 14 декабря 1941 года. За этот короткий период в календарном смысле и необычайно длинный в военном дивизия проявила массовый подвиг, стала гвардейской, погиб генерал Панфилов, а оборонительные бои под Москвой перешли в наступательные.

Презентация книги Лайлы Ахметовой и Владислава Григорьева (в силу нынешнего проживания в России присутствовать не смог) в стенах КазНУ им. аль-Фараби проходила в торжественной и вместе с тем совершенно не казенной обстановке. На большом плазменном мониторе сменяли друг друга хроникальные фотографии посвященные бойцам и командирам 316 сд – 8 гв. сд. Из динамиков во время регистрации участников презентации звучали песни военных лет и музыкальные произведения о Великой Отечественной войне.

Саунд-трек оказался глубоко продуманным и символичным. Будь то слова из Гимна Москвы – “Мы запомним суровую осень, Скрежет танков и отблеск штыков, И в веках будут жить двадцать восемь Самых храбрых твоих сынов” – или песня “У деревни Крюково погибает взвод” – все было необычайно в тему. Кстати, в учебно-практическом издании (так книгу позиционируют сами авторы) седьмая глава называется “За деревню Крюково”, где панфиловцам среди прочих противостояла дивизия СС “Рейх”.

Среди участников презентации находился Габбас Жуматов. 22 июня 1941 года он должен был отправляться домой в связи с окончанием срока срочной военной службы. Вместо этого он с другими военнослужащими 204-го гаубичного артиллерийского полка 6-ой стрелковой дивизии уже в первом часу войны вступил в бой за город Брест. Пока не закончились снаряды, артполк вел огонь по германским войскам, переправлявшимся через Буг. “Никто из нас не думал куда-то отступать, спрятаться, – подчеркнул ветеран. – Наш полк истребил до 20 танков в первые часы войны”. Габбас Жуматов за свой длинный боевой путь воевал и под Москвой. Сказал добрые слова ветеран Орынгали Есенгазиев, участник боев за Москву и Ржев.

Булат Султанов, рецензент книги, директор КИСИ при Президенте РК, заметил, что из ложного чувства политкорректности или еще по каким причинам, в последние годы как-то замалчивается, что принесли миру германский нацизм, итальянский фашизм и японский милитаризма. Вместе с тем, с 1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945 года человечество заплатило за это цену в 56 млн. человек убитых и 90 млн. раненых. При этом огромное количество жертв пришлось на мирное гражданское население. Концлагеря, массовые убийства, насильственный угон на принудительные работы, организованный голод, целенаправленные издевательства и многое другое.

Г-н Султанов рассказал случай из собственной практики, когда он в поликлинике пропустил без очереди ветерана войны, а потом услышал от молодого парня, что если бы не победили гитлеровскую Германию, то сейчас “пили пиво, ели немецкие сосиски, были бы немцами”. Для доктора исторических наук дико слышать от человека, который по нацистской классификации проходит как “унтерменш” (недочеловек), как бы все прекрасно получилось после победы нацистов. “Раса первична”, – напомнил Булат Султанов слова Адольфа Гитлера. В нацистской Германии попасть в войска “СС” могли только “истинные арийцы” без “примесей” в пяти поколениях, для попадания на госслужбу требовалась чистота крови от четырех поколений, для чего существовали специальные документы. Что принесла на территорию СССР “раса господ” советские военнослужащие узнали очень быстро, а потому “люди сражались не за абстрактные вещи”. Про тех, кто пытается фальсифицировать историю и придумывает различные небылицы, Булат Султанов сказал: “Они оскорбляют не только ветеранов, они оскорбляют нас – тех, кто появился на свет благодаря победителям”.

“Молодежь запуталась”, – отметила Айгуль Байкадамова, внучка Ивана Панфилова. Она отдельно поблагодарила авторов исследования за то, что “книга вышла в год 120-летия со дня рождения генерала Панфилова”. Такие труды честных, ответственных и кропотливых историков помогают людям держать верные ориентиры и объективно оценивать исторические факты в любое время. Айгуль Байкадамова акцентировала внимание на парных случаях в истории. В Красной и Советской армии только две дивизии названы в честь их командиров – это Чапаевская и Панфиловская. Сам Панфилов служил под командованием Василия Чапаева, а сын Чапаева Александр воевал под Москвой вместе с панфиловцами – так причудливо порой сплетается волокно истории и человеческих судеб.

Еще один рецензент работы – доктор исторических наук Талас Омарбеков, подробно остановился на достоинствах книги “Панфиловцы: 60 дней подвига, ставших легендой” с точки зрения исторической науки. В советское время казахстанские историки, занимающиеся темой Великой Отечественной войны, были в основном сфокусированы на Казахстане как производственном тыле войны и действующей армии (эвакуация населения и заводов, организация промышленности на новой территории). В том числе потому, что военные архивы в Москве и Подольске были доступны в первую очередь московским историкам военных научно-исследовательских институтов. Поэтому в казахстанской историографии мало работ, посвященных событиям непосредственно на переднем крае. Использование материалов с германской стороны было ограничено в силу идеологических установок. Поэтому тот момент, что на каждый из 60 описываемых дней боев есть свидетельства, оперативные сводки и воспоминания как с советской, так и с немецкой стороны, дает обширный материал для сравнительного анализа и сопоставлений. Еще одно достоинство работы в ее научно-публицистическом, а не академическом языке, что существенно расширяет круг потенциальных читателей. В книге представлен богатый иллюстративный и справочный материал.

Г-н Омарбеков отдельно остановился на личности Лайлы Ахметовой, которая во многом уникальна. Свою докторскую работу г-жа Ахметова защищала по теме патриотизма и ее нисколько не смущало то обстоятельство, что само слово “патриотизм” в то время находилось в опале и многих раздражало. Прошедшие годы доказали правильность четкой и последовательной жизненной позиции.

Сама Лайла Ахметова о книге, чья идея была высказана в 2011 году Владиславом Григорьевым, когда в Москве они презентовали совместный труд “Яростный 1941. Размышления историков”, сказала следующее: “Она написана для правнуков победителей”. Помимо Алматы, презентации состоятся в Астане и Москве.

Для бывшей столицы СССР, где сегодня идут идеологические бои между здоровыми силами общества и “зигующей” (от нацистского приветствия “зиг хайль”) тусовкой, квалифицированная научная подмога из Алматы, как когда-то военная в виде панфиловских “узлов сопротивления” и “бауржановской спирали” будет очень кстати.

Нам остается присоединиться к пожеланию Айгуль Байкадамовой о том, чтобы книга Владислава Григорьева и Лайлы Ахметовой “Панфиловцы: 60 дней подвига, ставших легендой” как можно быстрее была переведена в электронный формат и стала общедоступной.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.